Пугачев появляется в жизни главного героя в сложный момент, когда петруша, только что покинувший родной дом, наделал уже массу ошибок. так, он проиграл в первом же городе сто рублей, обидел дядьку, савельича, из-за своего собственного попал в буран. гринев понял, что жизнь сложнее, чем он ожидал, в ней легко потеряться. «я выглянул из кибитки: все было мрак и вихорь… дороги нет и мгла кругом», — сетует молодой человек. а у нас возникает ассоциации с жизненным бездорожьем, в котором придется ориентироваться оторвавшемуся от родительского гнезда дворянскому сыну. пугачев появляется в повести как ему не только в конкретной ситуации, но и в последующих жизненных перипетиях. вспомним разговор с вожатым: «гей, добрый человек! — закричал ему ямщик. — скажи, не знаешь ли, где дорога? » — «дорога-то здесь; я стою на твердой полосе, — отвечал дорожный…» пугачев не раз еще спасет петра гринева из безвыходных для него ситуаций. стоит вспомнить хотя бы публичный отказ петруши от целования руки самозванца. «его благородие, знать, одурел от радости. подымите его! » — разряжает обстановку пугачев.
1.описание степи у н. гоголя («тарас бульба» ) степь чем дальше, тем становилась прекраснее. тогда весь юг, все то пространство.. до самого черного моря было зеленою, девственною пустынею.. ничего в природе не могло быть лучше; вся поверхность земли представлялась зелено-золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов.. занесенный бог знает откуда колос пшеницы наливался в гуще.. воздух был наполнен тысячью разных птичьих свистов. в небе неподвижно стояли ястребы, распластав свои крылья и неподвижно устремив глаза свои в траву. крик двигавшейся в стороне тучи диких гусей отдавался бог весть в каком дальнем озере. из травы подымалась мерными взмахами чайка и роскошно купалась в синих волнах воздуха. вот она пропала в вышине, только мелькнет одною черною точкою; вот она перевернулась крылами и блеснула перед солнцем. черт вас возьми, степи, как вы хороши! . сначала гоголь определяет степь как пространство земли. а затем прибегает к метафорам: степь – зелено-золотой океан, синие волны воздуха, брызнули по океану.. необозримость степи подчеркнута фразой: брызнули миллионы разных цветов. степь у гоголя особенная: она живет, дышит, шумит. в тексте много глаголов, они движение и нарисовать «живую» степь: ястребы стояли, крик гусей отдавался, чайка подымалась и купалась. прямой порядок слов перемежается инверсией: брызнули миллионы разных цветов, стояли ястребы, подымалась чайка. автор использует гиперболу: вся поверхность земли представлялась океаном, миллионы цветов, тысячи птиц, туча гусей; среди многообразия цветов – один колос; среди тысячи птиц – одна чайка. все до мелочей стремится видеть писатель. в тексте встретился повтор: неподвижно стояли.. неподвижно устремив; сравнение: чайкамелькнула черною тучкою. картина степи озвучена тысячью птичьих свистов, криком диких гусей. атмосферу шуршания в степной траве и движения в степном небе также глухие и шипящие звуки: [с] , [ч] , [ф] , [ш] . вся степь у гоголя какая-то сказочная, и он восторгается этой сказкой: черт вас возьми, степи, как вы хороши! . степь у него не сама по себе, а символ родины. а она прекрасна. и гоголь создает великолепную, дорогую и милую сердцу каждого человека картину. 2.описание степи у и. тургенева («лес и степь» ) далее, далее! . пошли степные места. глянешь с горы – какой вид! круглые, низкие холмы, распаханные и засеянные доверху, разбегаются широкими волнами; заросшие кустами овраги вьются между ними; продолговатыми островами разбросаны небольшие рощи; от деревни до деревни бегут узкие дорожки.. но далее, далее едете вы. холмы все мельче и мельче, дерева почти не видать. вот она наконец – безграничная, необозримая степь! .книга и. тургенева «записки охотника» завершается картинами природы. данная в разное время года (весна, лето, осень) , она символизирует вечное обновление жизни. в этом отрывке ощущаешь себя спутником писателя: едете вы, глянешь с горы. удивляет, что у тургенева есть такая же метафора, что и у гоголя, – сравнение холмов с разбегающимися волнами. видимо, эта необозримость, необъятность степи рождала и будет рождать еще не раз ассоциации с морской стихией. в остальном степной пейзаж кажется у тургенева более реалистичным и конкретным: холмы, овраги, небольшие рощи, узкие дорожки. эта реалистичность, может быть, достигается тем, что читатель вместе с писателем осязаемо видит и чувствует степь. именно поэтому в тексте почти отсутствуют тропы. ведь тургенев – это мы. и нам порою только кажется, что холмы разбегаются, овраги вьются, рощи разбросаны, дорожки бегут (олицетворения) . как и у гоголя, тургеневская степь полна движения. в тексте особый синтаксис: длинные бессоюзные предложения. такие же длинные, монотонные, как сама дорога в степи. отсюда и повторы: далее, далее.. и вновь в степь далее и далее. у тургенева при взгляде на степь – тоже восторг: какой вид! ; безграничная, необозримая степь!