любовь — сильнейшее человеческое чувство — сыграла большую роль в жизни обломова. любовь двух женщин: одной — умной, утонченной, нежной, требовательной, другой — хозяйственной, простодушной, принимающей героя таким, какой он есть. кто может понять илью обломова? чего он ищет в жизни, в женщине? ведь его возлюбленные различны как небо и земля. и почему обломов остался с агафьей пшеницыной — “простой бабой”, а не с божественной ольгой? да, найти сходство в этих женщинах сложно. даже любили они по-разному. ольга душевно, высоко, а агафья матвеевна — земной, примитивной любовью. возвышенная любовь ольги находит отражение в музыке, прогулках по парку, признаниях, цветах сирени. любовь же агафьи матвеевны — это вкусный пирог, горячий кофе, белые подушки. по-моему, любовь ольги была немного противоречивой: то она хотела видеть илью ильича ежедневно, то, напротив, приказывала ему не приходить часто, чтобы люди не подумали дурного. ольге нужен был “усовершенствованный” обломов, а не тот ленивец-добряк, который днями лежит на диване. она любила героя таким, каким хотела видеть его, нарисованного в своем воображении. с одной стороны, ильинская разбудила заснувшую душу, которая способна чувствовать, плакать, смеяться. с другой — она навязывала возлюбленному свои представления о жизни, требовала изменения самой натуры. поэтому-то, мне кажется, обломов “испугался” ольги, ее требовательной любви. агафья пшеницына — хозяйка дома, в котором поселился обломов,— полная противоположность ильинской. если ольгу мы видели через душу, глаза, то агафью — через тело, недаром так часто упоминаются ямочки на локтях и белая шея женщины. ее внешность говорила обо всем: простодушна, добра, ласкова, , помимо этого — отличная хозяйка. она оберегала покой обломова, готовила ему изысканную пищу, поддерживала чистоту его комнаты, заботилась о здоровье. вот оно — тихое пристанище, которого никогда не было бы у обломова с ольгой. такая мирная, уютная семейная жизнь не пугала героя, как пугала его женитьба на ильинской, поскольку не налагала на него никакой ответственности. он любил жену, сына, семейный быт, олицетворявший для него главное — и душевный покой.
Именно с ними отождествляет себя поэт, который, как и эти эфемерные «небесные странники», вынужден по чьей-то злой прихоти мчаться «с милого севера в сторону южную». лермонтов пытается найти ответ на вопрос, является ли его очередная ссылка обычным правительственным решением, или же за ней угадывается воля судьбы, от которой, как известно, еще никому не удавалось уклониться. однако если понять, что же происходит с его собственной жизнью, поэт не в состоянии, то поведению туч он находит вполне разумное и поэтическое объяснение.
любовь — сильнейшее человеческое чувство — сыграла большую роль в жизни обломова. любовь двух женщин: одной — умной, утонченной, нежной, требовательной, другой — хозяйственной, простодушной, принимающей героя таким, какой он есть. кто может понять илью обломова? чего он ищет в жизни, в женщине? ведь его возлюбленные различны как небо и земля. и почему обломов остался с агафьей пшеницыной — “простой бабой”, а не с божественной ольгой? да, найти сходство в этих женщинах сложно. даже любили они по-разному. ольга душевно, высоко, а агафья матвеевна — земной, примитивной любовью. возвышенная любовь ольги находит отражение в музыке, прогулках по парку, признаниях, цветах сирени. любовь же агафьи матвеевны — это вкусный пирог, горячий кофе, белые подушки. по-моему, любовь ольги была немного противоречивой: то она хотела видеть илью ильича ежедневно, то, напротив, приказывала ему не приходить часто, чтобы люди не подумали дурного. ольге нужен был “усовершенствованный” обломов, а не тот ленивец-добряк, который днями лежит на диване. она любила героя таким, каким хотела видеть его, нарисованного в своем воображении. с одной стороны, ильинская разбудила заснувшую душу, которая способна чувствовать, плакать, смеяться. с другой — она навязывала возлюбленному свои представления о жизни, требовала изменения самой натуры. поэтому-то, мне кажется, обломов “испугался” ольги, ее требовательной любви. агафья пшеницына — хозяйка дома, в котором поселился обломов,— полная противоположность ильинской. если ольгу мы видели через душу, глаза, то агафью — через тело, недаром так часто упоминаются ямочки на локтях и белая шея женщины. ее внешность говорила обо всем: простодушна, добра, ласкова, , помимо этого — отличная хозяйка. она оберегала покой обломова, готовила ему изысканную пищу, поддерживала чистоту его комнаты, заботилась о здоровье. вот оно — тихое пристанище, которого никогда не было бы у обломова с ольгой. такая мирная, уютная семейная жизнь не пугала героя, как пугала его женитьба на ильинской, поскольку не налагала на него никакой ответственности. он любил жену, сына, семейный быт, олицетворявший для него главное — и душевный покой.