План 1. Неприємності у Ліроя Кліві 2. Лерой Кліві на планеті 3-М-22 3. Зустріч з дивними звірами 4. Політ на космічному кораблі 5. Врятування від переслідування хижаків
В основе урока — тексты маленьких рассказов Александра Исаевича Солженицына, которые сам писатель назвал «Крохотками». Они были написаны писателем в периоды с 1958 по 1960 год и с 1996 по 1999 год. Будучи изгнанным из Отечества (13 февраля 1974 – 25 мая 1994), Солженицын не писал «Крохоток». Передавая в 1996 году в редакцию «Нового мира» свои новые маленькие рассказы, Александр Исаевич отмечал: «Только вернувшись в Россию, я оказался снова их писать, там — не мог…» («Новый мир». 1997. № 1. С. 99). «Крохотки», написанные им по возвращении в Россию, были напечатаны в журнале «Новый мир» (1997. № 1, 3, 10; 1999, № 7).
«Крохотки», созданные им ранее (1958–1963 гг.), сначала распространялись Самиздатом. В 1964 году писатель дал эти зарисовки-размышления некоторым друзьям, а те в свою очередь стали переписывать и передавать их своим друзьям. Впервые эти маленькие рассказы были напечатаны в 1964 году в Германии (во Франкфурте-на-Майне) в журнале «Грани» (№56. С. I–XI).
В 30-томном Собрании сочинений А.И. Солженицына «Крохотки» помещены в первом томе издания (Т. 1. М., 2007. С. 529–571. Комментарии: с. 659–666).
Рассказ Астафьева «Конь с розовой гривой» повествует об одном эпизоде из детства мальчика. Рассказ заставляет улыбнуться над проделкой главного героя и одновременно оценить замечательный урок, который преподала бабушка своему внуку.
Маленький мальчик отправляется собирать землянику, и бабушка обещает ему за это пряничного коня с розовой гривой. Для тяжелого полуголодного времени такой подарок просто великолепен. Но мальчишка попадает под влияние своих друзей, которые съедают свои ягоды и его упрекают «в жадности» .
Но за то, что ягоды так и не были собраны, последует суровое наказание от бабушки. И мальчишка решается на мошенничество — он набирает в туесок травы, а сверху закрывает ее ягодами. Мальчик хочет утром признаться бабушке, но не успевает. И она уезжает в город, чтобы продать там ягоды. Мальчик боится разоблачения, и после возвращения бабушки он даже не хочет идти домой.
Но потом возвратиться все-таки приходится. Как стыдно ему слышать сердитую бабушку, которая уже рассказала всем вокруг о его мошенничестве! Мальчик просит прощения и получает от бабушки того самого пряничного коня с розовой гривой. Бабушка преподала своему внуку хороший урок и сказала: «Бери, бери, чего смотришь? Глядишь, зато еще когда обманешь бабушку… » И действительно, автор говорит: «Сколько лет с тех пор Сколько событий минуло! а я все не могу забыть бабушкиного пряника — того дивного коня с розовой гривой».
В основе урока — тексты маленьких рассказов Александра Исаевича Солженицына, которые сам писатель назвал «Крохотками». Они были написаны писателем в периоды с 1958 по 1960 год и с 1996 по 1999 год. Будучи изгнанным из Отечества (13 февраля 1974 – 25 мая 1994), Солженицын не писал «Крохоток». Передавая в 1996 году в редакцию «Нового мира» свои новые маленькие рассказы, Александр Исаевич отмечал: «Только вернувшись в Россию, я оказался снова их писать, там — не мог…» («Новый мир». 1997. № 1. С. 99). «Крохотки», написанные им по возвращении в Россию, были напечатаны в журнале «Новый мир» (1997. № 1, 3, 10; 1999, № 7).
«Крохотки», созданные им ранее (1958–1963 гг.), сначала распространялись Самиздатом. В 1964 году писатель дал эти зарисовки-размышления некоторым друзьям, а те в свою очередь стали переписывать и передавать их своим друзьям. Впервые эти маленькие рассказы были напечатаны в 1964 году в Германии (во Франкфурте-на-Майне) в журнале «Грани» (№56. С. I–XI).
В 30-томном Собрании сочинений А.И. Солженицына «Крохотки» помещены в первом томе издания (Т. 1. М., 2007. С. 529–571. Комментарии: с. 659–666).
Рассказ Астафьева «Конь с розовой гривой» повествует об одном эпизоде из детства мальчика. Рассказ заставляет улыбнуться над проделкой главного героя и одновременно оценить замечательный урок, который преподала бабушка своему внуку.
Маленький мальчик отправляется собирать землянику, и бабушка обещает ему за это пряничного коня с розовой гривой. Для тяжелого полуголодного времени такой подарок просто великолепен. Но мальчишка попадает под влияние своих друзей, которые съедают свои ягоды и его упрекают «в жадности» .
Но за то, что ягоды так и не были собраны, последует суровое наказание от бабушки. И мальчишка решается на мошенничество — он набирает в туесок травы, а сверху закрывает ее ягодами. Мальчик хочет утром признаться бабушке, но не успевает. И она уезжает в город, чтобы продать там ягоды. Мальчик боится разоблачения, и после возвращения бабушки он даже не хочет идти домой.
Но потом возвратиться все-таки приходится. Как стыдно ему слышать сердитую бабушку, которая уже рассказала всем вокруг о его мошенничестве! Мальчик просит прощения и получает от бабушки того самого пряничного коня с розовой гривой. Бабушка преподала своему внуку хороший урок и сказала: «Бери, бери, чего смотришь? Глядишь, зато еще когда обманешь бабушку… » И действительно, автор говорит: «Сколько лет с тех пор Сколько событий минуло! а я все не могу забыть бабушкиного пряника — того дивного коня с розовой гривой».