План анализа эпизода драматического произведения - "Утиная охота"
Введение (об авторе, произведении).
Основная часть:
1. Если границы эпизода определены структурой пьесы, дать название эпизоду.
2. Охарактеризовать событие, лежащее в основе эпизода.
Какое место оно занимает в ходе развития действия (экспозиция, кульминация, раз-
вязка, эпизод развития действия всего произведения)?
3. Назвать основных (или единственных) участников эпизода и коротко пояснить:
кто они, каково их место в системе персонажей (главные, заглавные, второстепенные,
внесценические?)
4. Раскрыть особенности начала и финала эпизода.
5. Сформулировать во проблему, находящиеся в центре внимания автора,
персонажей.
6. Выявить и охарактеризовать тему и противоречие, лежащие в основе эпизода.
7. Охарактеризовать героев – участников эпизода:
их отношение к событию;
к во проблеме);
друг к другу;
речь участников диалога;
авторские ремарки;
особенности поведения персонажей, мотивировка поступков (авторская или
читательская);
расстановка сил, группировка или перегруппировка героев в зависимости от
течения событий в эпизоде.
8. Охарактеризовать динамическую композицию эпизода (его «движение»: завязку,
кульминацию, развязку).
9. Охарактеризовать авторское отношение к событию / соотнести его с кульмина-
цией и идеей всего произведения в целом / определить отношение автора к проблеме.
10. Сформулировать основную мысль (авторскую идею) эпизода.
11. Проанализировать сюжетную, образную и идейную связь этого эпизода с дру-
гими эпизодами драмы.
Заключение (вывод, личное отношение или роль эпизода в литературе).
Разница между главными героями видна по тому, как они попали в Белогорскую крепость. Гринёва отец отправил туда, чтобы "послужил он в армии, да потянул лямку, да понюхал пороху...". Швабрин же, по словам "капитаншы" Василисы Егоровны "...вот уж пятый год как к нам переведён за смертоубийство" .
Гринёв и Швабрин по-разному понимают выражение "воинский долг". Это мы можем увидеть из их отношения к Пугачёву. Швабрин, забыв о своей присяге, перешёл на сторону Пугачёва. Гринёв же находится с Пугачёвым в "странных приятельских отношениях". Заячий тулупчик и стакан вина, которыми когда-то молодой дворянин одарил мужика во время бурана выведшего кибитку к умёту, были восприняты этим мужиком, то есть Пугачёвым, как "добродетель". За доброту и искренонность чувств Пугачёв также платит благодарностью.
По-разному относятся главные герои и к Марье Ивановне. Гринёв влюбляется в Машу и пишет стихи, посвящённые ей. Эти стихи он показал Швабрину, а тот раскритиковал и посмеялся над этими стихами: "Тут он взял от меня тетрадку и начал немилосердно разбирать каждый стих, каждое слово, издеваясь надо мною самым колким образом ". Всё дело в том, что Швабрин тоже влюблён в Машу. Но разве может позволить себе любящий человек сказать "...чтоб Маша Миронова ходила к тебе в сумерки, то вместо нежных стишков подари ей пару серег " ?
Итак, Пётр Гринёв - мужественный человек, обладающий чувством долга, умеющий любить. Он живёт по совету "береги плать снову, честь смолоду". Это действительно "природный дворянин" в лучшем смысле этого слова. Швабрин же лишь называется дворянином, по своим душевным качествам он уступает даже подручным Пугачёва: Хлопуше и Белобородову. И Пушкин, на контрасте давая счастливого будущего Гринёва и того, что предстоит Швабрину, показывает обречённость такого типа людей
Объяснение:
1. Диалектика души — изображение в литературе человеческого характера как проявления внутренних психологических противоречий между желаемым и возможным, материальными потребностями и духовными принципами, причем сами противоречия оказываются основой роста, развития характера.
Школьный словарь литературных терминов и понятий. — М. : Дрофа, 1995.
2. Диалектика души — литературное изображение внутренней жизни персонажа в ее динамике, развитии; причем само это развитие вызывается внутренними противоречиями в характере и внутреннем мире героя. Один из наиболее ранних приемов диалектики души мы находим в романе Пушкина «Евгений Онегин» : в шестой главе автор изображает внутреннее состояние Евгения, принявшего вызов Ленского на дуэль:
...но Евгений
Наедине с своей душой
Был недоволен сам собой.
И поделом: в разборе строгом,
На тайный суд себя призвав,
Он обвинял себя во многом:
Во-первых, он уж был неправ,
Что над любовью робкой, нежной
Так подшутил вечор небрежно.
А во-вторых: пускай поэт
Дурачится; в осьмнадцать лет
Оно Евгений,
Всем сердцем юношу любя,
Был должен оказать себя
Не мячиком предрассуждений,
Не пылким мальчиком, бойцом,
Но мужем с честью и с умом.
3. Такое выражение употребил Н. Г. Чернышевский, оценивая художественный метод Л. Н. Толстого. По мысли критика, «диалектика» – это такое изображение личности, когда показаны не только начало и конец ее психологической эволюции, но и все драматические переходы одного состояния в другие. Подобный художественный психологизм зародился в художественной литературе.