План анализа стихотворения
1. Какие чувства вызывает стихотворение? Какие именно ключевые слова формируют эти чувства? Как меняются чувства от начала к финалу стихотворения? В чем причины этих изменений?
2. Какие картины рисуются при чтении этого стихотворения? Сколько: одна, две, несколько? Опишите. Обратите внимание на детали прорисовки картин, их цветовую гамму. Какие слова в стихотворении подсказали вам названные особенности изображения?
3. Каким вы представляете себе лирического героя?
4. В каких словах автор прямо выражает свое отношение к изображаемому? В чем особенность авторской позиции?
Ф. И.Тютчева
Летний вечер
Уж солнца раскаленный шар
С главы своей земля скатила,
И мирный вечера пожар
Волна морская поглотила.
Уж звезды светлые взошли
И тяготеющий над нами
Небесный свод приподняли
Своими влажными главами.
Река воздушная полней
Течет меж небом и землею,
Грудь дышит легче и вольней,
Освобожденная от зною.
И сладкий трепет, как струя,
По жилам пробежал природы,
Как бы горячих ног ея
Коснулись ключевые воды.
1. Какие чувства вызывает стихотворение и какие ключевые слова вызывают эти чувства? Для определения чувств, которые вызывает стихотворение, нужно обратить внимание на эмоциональные оттенки, которые выразил поэт. В начале стихотворения мы видим картины раскаленного солнца и мирного вечернего пожара. Здесь ключевые слова "раскаленный шар" и "волна морская поглотила" вызывают чувство жары, пламени и общей атмосферы летнего вечера. Однако, во второй части стихотворения, автор описывает появление звезд и свод неба, что создает чувство прохлады и освобождения от жары. Здесь ключевые слова "звезды светлые взошли" и "тяготеющий над нами / Небесный свод приподняли" формируют эти новые чувства.
2. Какие картины рисуются при чтении стихотворения? Опишите их. Картины, которые рисуются при чтении данного произведения, можно разделить на две. Первая картина - летний вечер, где раскаленный шар солнца скатывается и волна морская поглощает мирный вечера пожар. Здесь мы видим яркие краски, описывающие жаркий день. Вторая картина - появление звезд и открытый небесный свод. Здесь мы можем представить себе глубокое темное небо, усыпанное яркими звездами. Кроме того, важно обратить внимание на слова, которые подсказывают эти особенности изображения. Например, слова "с главы своей земля скатила" и "река воздушная полней" подсказывают нам о том, какие картинки воспроизводит автор в стихотворении.
3. Каким вы представляете себе лирического героя? Лирический герой - это персона, от лица которого написано стихотворение. В данном случае, мы не можем точно определить, кто именно является лирическим героем. Но, читая стихотворение, мы можем представить себе человека, испытывающего разные эмоции: он начинает свой вечер в жаркую погоду, потом наблюдает появление звезд и меняющуюся атмосферу, которая охлаждает его, освобождает от зноя и придает ему легкость.
4. В каких словах автор прямо выражает свое отношение к изображаемому? Значимость данного шага анализа состоит в том, чтобы определить, как автор относится к описываемым в стихотворении картинам. В данном случае, автор через слово "мирный вечер" и образы темных звезд, создает противопоставление с жаркими красками начала вечера. Это свидетельствует о том, что автор относится положительно к изменяющейся атмосфере и освобождению от зноя.
В заключение, анализ стихотворения Ф. И. Тютчева "Летний вечер" позволяет нам раскрыть разные чувства, вызывающиеся при его чтении, а также представить себе картины и лирического героя. Автор прямо выражает свое отношение к описываемой атмосфере через противопоставление жарких цветов и описания звездного неба.