План анализа стихотворения (9 класс) 1. Автор и название стихотворения.
2. История создания стихотворения (когда написано, по какому поводу, кому посвящено).
3. Эмоциональная окраска и жанр: эпиграмма (сатирический портрет), эпитафия (посмертное), элегия (грустное стихотворение, чаще всего о любви), ода, поэма, , роман в стихах, песня, сонет…
4. Общая тематика стихотворения (пейзажная, общественно-политическая, любовная, философская лирика…).
5. Тема, идея стихотворения.
6. Образы стихотворения.
7. Какими художественными средствами раскрывается основная мысль автора (подобрать «ключевые» слова и образцы, раскрывающие главную мысль поэта, составить «цепочки» ключевых слов; проанализировать художественные приёмы, которые использует автор):
Тропы - слова и обороты, которые употребляются в образном (переносном) значении:
1. эпитет - художественное определение;
2. сравнение – сопоставление предметов и явлений;
3. аллегория - иносказательное изображение абстрактного понятия/явления через конкретные образы и предметы;
4. ирония - скрытая насмешка;
5. гипербола - художественное преувеличение;
6. литота - художественное преуменьшение;
7. олицетворение – неживые предметы наделяются качествами человека;
8. метафора - скрытое сравнение, построенное на похожести/контрасте явлений (союзы «как», «словно»);
9. перифраза - описательное выражение, употребленное вместо того или иного слова, понятия, образа (солнце русской поэзии = А.С. Пушкин);
10. паралеллизм - однородное синтаксическое построение предложений или их частей.
Стилистические фигуры:
1. повторы (рефрен);
2. риторический вопрос, обращение - повышают внимание читателя и не требуют ответа;
3. антитеза (противопоставление);
4. градация (например: светлый - бледный - едва заметный);
5. инверсия - необычный порядок слов в предложении с очевидным нарушением синтаксической конструкции;
6. умолчание - незаконченное, неожиданно оборванное предложение, в котором мысль высказана не полностью, читатель додумывает ее сам.
Поэтическая фонетика:
1. аллитерация - повторение одинаковых согласных;
2. ассонанс - повторение гласных;
3. анафора - единоначатие, повторение слова или группы слов в начале нескольких фраз или строф;
4. эпифора - повторение одинаковых слов в конце нескольких фраз или строф.
Использование лексических средств (синонимы, антонимы, омонимы, архаизмы, неологизмы).
8. Стихотворный размер:
А) двусложные размеры:
'_ _ / '_ _ / '_ _ хорей;
_ _' / _ _' / _ _' /_ _' ямб;
Б). трехсложные размеры:
'_ _ _ дактиль;
_ _' _ амфибрахий;
_ _ _' анапест.
_ _ пиррихий (пропуск ударения в двусложном размере)
В). верлибр (свободный или белый стих)
9. Рифма:
аабб - парная;
абаб - перекрестная;
абба - кольцевая.
10. Образ лирического героя, авторское "Я".
11. Цветопись.
12. Ваши впечатления о стихотворении.
"Пущину " А. С. Пушкин
ОЧЕНЬ НАДО
вокруг все белым-бело. как драгоценная пыльца с алмазов сыпится снег с крыш и деревьев от малейшего дуновения ветерка и сверкает в сиянии мутного света луны, которая еще не успела спрятаться за облаками темных зимних тучек.холодно. одиноко стоят городские фонари, освещая заснеженные улицы города. тишина.уже около полуночи. город спит . мое любимое одиночество, когда можно было бы вот так посидеть укутавшись плетом, смотря на заснеженные городские улицы и подумать.как я люблю ночь. тишину.все это способствовало такому романтическому настроению, что казалось, будто проблем вообще не существует в этом мире.наблюдать как плавно летят снежинки, как переливается всеми красками снег в лучах луны. где-то вдалеке промелькнула тень случайного прохожего, который явно спешил поскорее уйти в тепло из этой зимней сказки. а вот там, как раз напротив окна парень провожает свою девушку, которая уже явно опаздывает домой, это было заметно по их быстрой ходьбе.сейчас город спит и это наполняет зимнее улицы какой-то загадкой, таинственностью.завтра же все будет по- старому. вся та же суета, люди будут бежать ,торопиться, а за чем бежать, за чем торопиться, наверное, если просить, никто из них не ответит на этот вопрос. а жизнь-то проходит проходит в таком быстром темпе, с такой грудой проблем, которое по сути дела сами же надуманы людьми, что мы даже не успеваем наслаждаться, наслаждаться жизнью, любовью, счастьем, улыбками или просто спокойствием. а потом, на склоне лет, вздохнув, мы, скажем: «а жизнь пролетела так быстро» еще бы. если всю жизнь гнаться на миражем. а там все тот же снег. все та же прелесть. но вот только луну закрыли, эти мерзкие тучи. а за окном светало. наступал новый день.
1.каким вы представляете себе образ автора "жития сергия радонежского"?
великолепный знаток святоотеческой , византийской и агиографии, блестящий стилист, епифаний ориентировался в своем сочинении на тексты южнославянских и житий, мастерски применив изысканный, насыщенный сравнениями и эпитетами стиль, получиший название «плетение словес» . житие в редакции епифания премудрого кончалось преставлением преподобного сергия. в самостоятельном виде эта древнейшая редакция жития не дошла до нашего времени, а ее первоначальный облик ученые реконструировали по позднейшим . помимо жития, епифаний создал также похвальное слово сергию.
2.почему епифаний был назван премудрым?
чтобы отнесли к лику премудрых, нужно было заслужить это образом всей своей жизни. во-первых, нужно было быть монахом. во-вторых, молиться усердно, творить добро, поститься, трудиться, прославляя иисуса христа. епифаний заслужил это звание - церковь признала его заслуги, причислив к лику преподобных. он тридцать лет прожил в монастырях, был близок к сергию радонежскому, феофану греку, стефану пермскому, оставил потомкам книги об их житие - сергия и стефана.