План анализа стихотворения «Завещание» Заболоцкого:
5. Смысл названия.
6.Лирический сюжет – это изображение динамики переживаний.
Под переживанием следует понимать любое чувство, эмоцию,
настроение, мысль, вызванные любыми обстоятельствами жизни. Это
м.б. любовное чувство, патриотическое высказывание, философское
суждение, радость или тревога.
7. Композиция. Кольцевая композиция. Композиция может
основываться на контрасте изображаемых явлений (выражений
противоположности черт, явлений), на антитезе (резком
противопоставлении явлений).
8. Основные настроения, тональность. Устойчивое настроение.
Изменяющееся настроение.
9. Ведущие лейтмотивы. Опорные слова, их передающие.
Традиционны в лирике мотивы борьбы, бегства, изгнанничества,
возмездия, страдания, разочарования, тоски, одиночества.
10. Лирический герой, его своеобразие и его
самораскрытия.
11. Лирические персонажи. Их переживания, их судьбы.
12. Столкновение или соединение различных уровней сознания.
13. Позиция автора (восторг, негодование, элегическая грусть,
полемика) и передача его переживаний.
14. Ритм. Размер.
Хорей / -´- / Дольник
Ямб / - -´ / Акцентный стих
Дактиль / -´ - - / Свободный стих (верлибр)
Амфибрахий / - -´- / Пиррихий / - - /
Анапест / - - -´ / Спондей / -´-´ /
15. Рифмовка, характер рифм.
абба – опоясывающая рифма
аабб – смежная рифма
абаб – перекрёстная рифма
мужская рифма (костёр) – ударение на последнем слоге
женская (дрожали) - ударение на предпоследнем слоге
дактилическая (похаживал) – ударение на третьем слоге от конца
гипердактилическая (прислушиваться) – ударение на четвёртом
слоге от конца
16. Лексика. Языковые изобразительно-выразительные средства
(тропы).
Гипербола – преувеличение.
Ирония – употребление с целью насмешки слова или выражения
в значении, противоположном буквальному.
Литота – преуменьшение.
Метафора – перенесение свойств одного предмета или явления на
другой по принципу их сходства (союз отсутствует).
Метонимия – перенесение свойств одного предмета или явления
на другой по принципу их смежности (материал – изделие из него,
содержимое – содержащее,
продукт – его производитель, действие – орудие действия…)
Олицетворение – частный случай метафоры, уподобление
неживого живому.
Перефраз(а) – оборот, состоящий в замене названия предмета или
явления описанием их существенных признаков или указанием на их
характерные черты.
Синекдоха – перенесение значения одного слова на другое на
основе количественных отношений: часть вместо целого, целое вместо
части, единственное число вместо множественного и т. д.
Сравнение – сближение двух предметов или явлений с целью
пояснения одного из них при другого. Присоединяются словами
как , будто, подобно, словно, что. Одна из форм сравнения –
использование творительного падежа:
Летели дни, крутясь проклятым роем…
Эпитет – художественное определение, придающее выражению
образность и эмоциональность.
17. Анализ языка. Синтаксис. Стилистические фигуры.
Анафора – единоначатие. Повтор слова или группы лов в начале
нескольких стихов, строф, фраз.
Эпифора – повторение слов или выражений в конце строки или
строфы.
Бессоюзие – пропуск союзов между однородными членами,
придающий художественной речи компактность, стремительность и
динамичность.
Градация – цепь понятий или определений с постепенным
нарастанием или убыванием значимости.
Инверсия –нарушение привычного, естественного для данного
языка порядка слов.
Многосоюзие – намеренный повтор союза, придающий
художественной речи неторопливость.
Оксюморон – сочетание противоположных по смыслу понятий в
одном художественном образе.
Рефрен – повторение одной фразы в стихотворении.
Параллелизм – развёрнутое сопоставление в сходных
синтаксических конструкциях.
Умолчание – пропуск слов или словосочетаний. Обычно передаёт
душевное волнение, напряжение лирического героя или говорит об
особой сложности изображаемого явления.
Риторические фигуры:
1) риторический во риторическое обращение.
18. Звукопись. Фонетическая окраска.
Аллитерация – повторение согласных звуков.
Ассонанс – повторение гласных звуков.
Звукоподражание – прямое и непрямое, т. е. имитация звуковых
явлений подбором слов с однородными звуками.
19. Идея стихотворения, выявленная в итоге анализа.
20. Отзывы критиков.
21. Звучание стихотворения в наши дни.
Родители рано ушли на работу, они не узнают, что я один день прогуляю; я очень устал, уже конец года, меня замучили дела! “Могу я хоть один день отдохнуть? — спрашиваю себя и тут же утвердительно отвечаю: — Конечно!”
Это был божественный день. Я пересмотрел все телепередачи, объелся вареньем, собрал модель самолета, хранившегося со дня рождения. Потом сел за уроки. Неожиданно зазвонил телефон. Я взял трубку. Звонила наша классная руководительница, она спросила, почему меня не было в школе. Голосом отца я ответил, что сын болен, у него высокая температура.
Анна Юрьевна забеспокоилась о моем здоровье, спросила, не надо ли чем Я поблагодарил ее за заботу и ответил, что ничего не нужно. Потом она попрощалась и спросила, с кем разговаривала? И я, не подумав, ответил:
— С моим папой!
Эта повесть рассказывает о судьбе простого русского человека Андрея Соколова ,который в своей жизни совершил ряд поступков ,вызывающих восхищение и уважение читателя ,потому что в разных жизненных ситуациях герой сумел сохранить в себе человеческое достоинство ,силу воли и душевную красоту .
Во - первых ,он создал семью и делал всё ,чтобы его близкие были счастливы .Во - вторых ,когда началась война ,он не прятался от неё ,а пошёл воевать .Был фронтовым шофёром .Попал в плен В плену он вызвал восхищение немецкого офицера ,начальника концлагеря . А было так :после побега Соколову грозила смерть ,но его пригласили к коменданту .Независимое и смелое поведение русского солдата ему жизнь .Он получил в дар ещё буханку хлеба и кусок сала ,который принёс в барак и отдал голодным товарищам .Эта история - просто симфония о русском характере ..Бежал из плена наш герой несколько раз .В последний раз побег удался ,Андрей даже прихватил с собой языка - фрица .
Но война полностью уничтожила его семью .Дом был разрушен прямым попаданием снаряда ( погибли жена и дочки) А сын Анатолий был убит снайпером в самый последний день войны .Что остаётся человеку ? Да ещё когда в душе саднит незатухающая вина перед женой ,которая так рыдала .провожая Андрея на войну ,что он прикрикнул на неё .А теперь понимает ,что она чувствовала ,что никогда они не увидятся больше.
Но ,как это ни удивительно ,герой сумел преодолеть в себе ожесточение ,которое могли вызвать в его душе трагические события войны.
Андрей Соколов взял на воспитание мальчонку - сироту ,которого увидел побирающимся у придорожного кафе в городе Урюпинске ."Не бывать тому ,чтобы нам поодиночке погибать !" Он сказал ему ,что он и есть его отец .Ванюшка поверил ,и два одиноких несчастливых человека стали опорой друг другу .Автор встретил их у переправы ( с этого и начинается повесть ),и ,глядя им вслед ,Шолохов говорит :"Два осиротевших человека, две песчинки, заброшенные в чужие края военным ураганом невиданной силы... Что-то ждет их впереди? И хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем пути, если к этому позовет его Родина."
Андрею часто снятся его близкие .Они тянут к нему руки ,но колючая проволока не даёт им встретиться .Эта колючая проволока - символ душевных мук ,которые терзают душу героя .И опять авторский комментарий:"Нет, не только во сне плачут пожилые, поседевшие за годы войны мужчины. Плачут они и наяву. Тут главное - уметь вовремя отвернуться. Тут самое главное - не ранить сердце ребенка, чтобы он не увидел, как бежит по твоей щеке жгучая и скупая мужская слеза..".
Произведение очень поучительно .Оно учит любви к родине ( Андрей умел её защищать ) Любви к людям ( и к своим близким ,и к тем ,кто нуждается в Книга учит стойкости и несгибаемости ,твёрдости и вере!
Это прекрасное произведение о русском несгибаемом характере .