План анализа стихотворения «Завещание» Заболоцкого:
5. Смысл названия.
6.Лирический сюжет – это изображение динамики переживаний.
Под переживанием следует понимать любое чувство, эмоцию,
настроение, мысль, вызванные любыми обстоятельствами жизни. Это
м.б. любовное чувство, патриотическое высказывание, философское
суждение, радость или тревога.
7. Композиция. Кольцевая композиция. Композиция может
основываться на контрасте изображаемых явлений (выражений
противоположности черт, явлений), на антитезе (резком
противопоставлении явлений).
8. Основные настроения, тональность. Устойчивое настроение.
Изменяющееся настроение.
9. Ведущие лейтмотивы. Опорные слова, их передающие.
Традиционны в лирике мотивы борьбы, бегства, изгнанничества,
возмездия, страдания, разочарования, тоски, одиночества.
10. Лирический герой, его своеобразие и его
самораскрытия.
11. Лирические персонажи. Их переживания, их судьбы.
12. Столкновение или соединение различных уровней сознания.
13. Позиция автора (восторг, негодование, элегическая грусть,
полемика) и передача его переживаний.
14. Ритм. Размер.
Хорей / -´- / Дольник
Ямб / - -´ / Акцентный стих
Дактиль / -´ - - / Свободный стих (верлибр)
Амфибрахий / - -´- / Пиррихий / - - /
Анапест / - - -´ / Спондей / -´-´ /
15. Рифмовка, характер рифм.
абба – опоясывающая рифма
аабб – смежная рифма
абаб – перекрёстная рифма
мужская рифма (костёр) – ударение на последнем слоге
женская (дрожали) - ударение на предпоследнем слоге
дактилическая (похаживал) – ударение на третьем слоге от конца
гипердактилическая (прислушиваться) – ударение на четвёртом
слоге от конца
16. Лексика. Языковые изобразительно-выразительные средства
(тропы).
Гипербола – преувеличение.
Ирония – употребление с целью насмешки слова или выражения
в значении, противоположном буквальному.
Литота – преуменьшение.
Метафора – перенесение свойств одного предмета или явления на
другой по принципу их сходства (союз отсутствует).
Метонимия – перенесение свойств одного предмета или явления
на другой по принципу их смежности (материал – изделие из него,
содержимое – содержащее,
продукт – его производитель, действие – орудие действия…)
Олицетворение – частный случай метафоры, уподобление
неживого живому.
Перефраз(а) – оборот, состоящий в замене названия предмета или
явления описанием их существенных признаков или указанием на их
характерные черты.
Синекдоха – перенесение значения одного слова на другое на
основе количественных отношений: часть вместо целого, целое вместо
части, единственное число вместо множественного и т. д.
Сравнение – сближение двух предметов или явлений с целью
пояснения одного из них при другого. Присоединяются словами
как , будто, подобно, словно, что. Одна из форм сравнения –
использование творительного падежа:
Летели дни, крутясь проклятым роем…
Эпитет – художественное определение, придающее выражению
образность и эмоциональность.
17. Анализ языка. Синтаксис. Стилистические фигуры.
Анафора – единоначатие. Повтор слова или группы лов в начале
нескольких стихов, строф, фраз.
Эпифора – повторение слов или выражений в конце строки или
строфы.
Бессоюзие – пропуск союзов между однородными членами,
придающий художественной речи компактность, стремительность и
динамичность.
Градация – цепь понятий или определений с постепенным
нарастанием или убыванием значимости.
Инверсия –нарушение привычного, естественного для данного
языка порядка слов.
Многосоюзие – намеренный повтор союза, придающий
художественной речи неторопливость.
Оксюморон – сочетание противоположных по смыслу понятий в
одном художественном образе.
Рефрен – повторение одной фразы в стихотворении.
Параллелизм – развёрнутое сопоставление в сходных
синтаксических конструкциях.
Умолчание – пропуск слов или словосочетаний. Обычно передаёт
душевное волнение, напряжение лирического героя или говорит об
особой сложности изображаемого явления.
Риторические фигуры:
1) риторический во риторическое обращение.
18. Звукопись. Фонетическая окраска.
Аллитерация – повторение согласных звуков.
Ассонанс – повторение гласных звуков.
Звукоподражание – прямое и непрямое, т. е. имитация звуковых
явлений подбором слов с однородными звуками.
19. Идея стихотворения, выявленная в итоге анализа.
20. Отзывы критиков.
21. Звучание стихотворения в наши дни.
Объяснение:
С первых строк произведения читатель узнает о том, что студент безнадежно влюблен в дочку профессора. В ближайшее время ожидается бал и девушка сказала Студенту, что будет танцевать с ним, если он подарит ей красные розы. Студент расстроен: в его саду "нет ни одной красной розы". Горестные сетования студента слышит Соловей, он удивлен, "от каких пустяков зависит порою счастье". И Соловей, увидев "настоящего влюбленного" решает ему Он размышляет о том, что "любовь - это чудо; она драгоценнее изумруда и дороже прекраснейшего опала, жемчуга, и гранаты не могут купить ее, и она не выставляется на рынке..." В это время Студент падает ничком на траву и горько плачет: он не знает, где найти красную розу для девушки. Вокруг него собираются маленькая Ящерица и Бабочка, к нему склоняется Маргаритка. "О чем он плачет?" - спрашивают они, а когда узнают, то смеются. Один только Соловей понимает страдания Студента. Он расправляет свои крылышки и летит на знакомую лужайку, где растет розовый куст. Соловей просит у него "одну красную розу", но куст отвечает, что "его розы белые" и советует лететь к брату, "что растет возле старых солнечных часов". Не теряя ни минуты, Соловей летит к указанному месту. Но и этот розовый куст отказывает в Соловья. "Мои розы желтые" - отвечает он, и советует лететь к Розовому Кусту, что растет под окном у Студента. Когда Соловей оказывается возле этого Куста, он вновь повторяет свою Но Розовый Куст качает головой, говоря, что "кровь в его жилах застыла от зимней стужи, мороз побил почки, буря поломала ветки, и в этом году совсем не будет роз". С горечью Соловей спрашивает: "Есть ли получить одну, только одну - единственную розу?" То, что он слышит от Розового Куста - страшно. Одна - единственная роза может вырасти, но лишь в том случае, если соловей "обагрит ее кровью сердца". Для этого он должен петь песни "прижавшись грудью к шипу", и, как только шип пронзит сердце, живая кровь перельется в жилы куста, "расцветет красная роза"... Соловей понимает, что смерть - это слишком дорогая цена за красную розу, но в то же время думает, что "Любовь дороже Жизни, и сердце какой-то пташки - ничто в сравнении с человеческим сердцем!" Соловей летит в сад и поет студенту песню о Любви, о ее силе и мудро сти, но Студент ни слова не понимает из песни Соловья. Песню понимает только Дуб, и горько печалится от услышанного.
Воспоминания, как и сама абстрактная память, играют в жизни человека немаловажную роль, то и дело, направляя его, или предупреждая о чём то. Память – очень важный аспект в жизни любого человека, она позволяет ему, основываясь на прожитом опыте, руководствуясь им, выполнять различные дела, действия, и вообще, направлять свою жизнь в нужное русло.
Память сама по себе вещь неописуемая, которую просто так нельзя причислить ни к одной категории вещей в нашей жизни. Память начинает функционировать примерно с четырёх или пяти лет, и развивается и заполняется по мере взросления человека. Благодаря ей мы запоминаем всех людей вокруг, запоминаем дорогу от школы до дома, запоминаем важную информацию.
Память – своеобразный путеводитель по нашей жизни. Просто заглянув в нее, мы можем увидеть всё то, что с нами происходило в тот или иной отрезок времени. Конечно, мы можем не всё запомнить, но, как правило, важнейшие события из нашей жизни сохраняются в нашей памяти. И это одна и её прелестей.
Объяснение: