впервые легенда была опубликована в 1949 году в газете "уральский рабочий". автор статьи леонид федоров пересказывает ее со слов некоего деда анисифора, который в свою очередь слышал ее в детстве от старого охотника-манси. издательство "азимут" использовало ее в сборнике топонимических легенд "жил-был седой урал"
давно это было, так давно, что на этих горах с тех пор сто раз вырастал новый лес, а старый валился и сгнивал. жило тогда в этих местах племя, что имело тамгу с изображением филина, и было оно также мудро и зорко, как эта ночная птица. молодые охотники племени были сильны и смелы, старики – мудры, а девушки – красивы. но краше всех была дочь старого тошема – красавица нейва. было у старика двое сыновей, но старший погиб в схватке с медведем, а младший не вернулся с гор, куда ушел добывать белку. и остался старик с дочерью нейвой. незаметно выросла девушка, расцвела, как лесной цветок. и хороша же была она! тонкая да стройная, как молодая рябинка, радовала она глаза всем – и старым, и молодым.

много охотников приходило к ее отцу, предлагая за нее богатый выкуп. но качал головой старый тошем и отсылал их к дочери: пусть сама выбирает. единственной радостью для него была красавица-дочка, и не хотел он видеть ее женой нелюбимого человека. а нейва в ответ парням, как и отец, качала головой и смеялась, и смех ее был как журчанье лесного ключа. за этот смех и звали ее нейвой.
и только один молодой охотник – смелый и отважный таватуй, не был с поклоном у тошема. еще только двадцать зим видели его глаза, а был он могуч и силен, как лось, один на один выходя на медведя. копье, брошенное его рукой, летело на сорок локтей дальше, чем мог добросить самый сильный охотник племени, и стрела его не знала промаха. но сердцем таватуй был прост, как ребенок, и хоть слушали его советы старики, и был он опытен в бою, на охоте, но карие глаза нейвы не взволновали его кровь. видел он в красавице-девушке подругу детских игр, и не замечал, что выросла она в женщину. как и в детстве, при встрече с ней, он со смехом высыпал ей в колени гроздья рябина для бус или дарил пойманную белку. а девушка, встретив его взгляд, смущалась, и бронзовые щечки ее румянились. но ничего не замечал молодой охотник.

шло время, племя кочевало по дремучим лесам, било зверя и ловило в озерах рыбу. по вечерам у костров молодежь пела песни или слушала рассказы стариков. ничто не нарушало мирной жизни лесных охотников до поры, пока не стали приходить тревожные слухи. появились с востока в озерной долине воинственные люди. смуглые, верхом на быстроногих конях, с болтающимися на копьях конскими хвостами, жгли и сметали они на своем пути легкие жилища охотников. детям разбивали головы о камни, мучили и убивали женщин, а мужчин угоняли в рабство. страх и тревога овладели племенем. день и ночь сидели старики у костров, придумывая, как избежать великой беды. а когда стали приходить спасшиеся от пришельцев, израненные, истекающие кровью люди, отдал шаман приказ уходить в горы, покрытые непроходимым лесом.
но возмутился молодой таватуй. с гневом ударил он палицей по костру так, что брызнули в разные стороны огненные снопы и, вскочив на ноги проклял трусливого шамана. долго и горячо говорил молодой охотник, убеждая, что лучше погибнуть в бою, чем жить в рабстве. горы не спасут, враг настигнет и там, и больше уходить будет некуда. звучали в его словах такая сила и правда, что все, как один, схватив оружие стали готовиться к бою.
напрасно пытался шаман убедить их в бесполезности сопротивления – все только с презрением отвернулись от него. и только тут понял злобный шаман, насколько призрачна была его власть над людьми. вскочив на оленя, он ринулся в чащу, пытаясь изменой купить себе жизнь. грозно пропела тетива в руках таватуя, и, хватая воздух скрюченными пальцами, рухнул в болото предатель. быстро приготовились воины к встрече незваных гостей и в ожидании боя проверяли оружие.
в образе тараса бульбы - главного героя одноименной повести н. в. гоголя - воплощены все лучшие качества, присущие героической личности эпохи борьбы украинского народа за освобождение от гнета поляков.
вся жизнь тараса была неразрывно связана с сечью. суровый и непреклонный, он "отличался грубой прямотой своего нрава" и вел жизнь, полную невзгод и опасностей. тарас был создан не для семейного очага, а для "бранной тревоги". его "нежба" - чистое поле да добрый конь. служению "товариществу", отчизне он отдавал всего себя и в людях ценил прежде всего мужество и преданность идеалам сечи.
это был один из числа коренных, старых полковников - мудрый и опытный предводитель казацкого войска. "все давало ему перевес перед другими, - пишет гоголь, - и преклонные лета, и опытность, и уменье двигать своим войском, и сильнейшая ненависть к " бывалые казаки, признавая за ним первенство, выбрали тараса бульбу наказным атаманом, потому что не было из них никого "равного ему в доблести".
многие перенимали в то время польские обычаи, заводили роскошь, прислугу, обеды, дворы. тарасу все это было не по сердцу. он любил простую жизнь казаков и "перессорился с теми из своих товарищей, которые были наклонны к варшавской стороне, называя их холопьями польских панов".
ярко раскрывается характер тараса бульбы в трагическом конфликте с его младшим сыном андрием. он считал, что "нет лучшей науки для молодого человека, как запорожская сечь", и мечтал о том дне, когда явится со своими сыновьями на сечь и скажет: "вот посмотрите, каких я молодцов вам! ", как представит их своим старым, закаленным в битвах товарищам, как поглядит на их подвиги в ратном деле. младший сын не оправдал надежд отца. любовь к полячке отгородила андрия от боевого товарищества, от отца, от отчизны. он предал, совершил самый тяжкий грех и достоин был теперь только позорной смерти. человек суровой и вместе с тем нежной души, тарас не чувствует жалости к сыну-предателю. без колебаний, с сознанием великой правды того дела, которому служит, он совершает свой приговор: "я тебя породил, я тебя и убью! "
а сколько отваги в поведении тараса, пробирающегося на территорию врага в надежде повидать остапа! затерявшись в толпе чужих людей, "еретиков", он смотрит, как выводят на лобное место его старшего сына. "что почувствовал старый тарас, когда увидел своего остапа? что было тогда в его сердце? " - восклицает гоголь. но ничем не выдал своего страшного душевного напряжения тарас. глядя на сына, мужественно переносящего нечеловеческие страдания, он тихо приговаривал: "добре, сынку, добре! " и только один раз не выдержало сердце бывалого казака. когда сына "подвели к последним смертным мукам", и остап, напрягши все свои силы, воскликнул: "батько! где ты? слышишь ли ты? " - среди тишины раздался голос тараса: "слышу! " и этот голос заставил вздрогнуть "весь миллион народа".
страшной местью отомстил тарас за смерть любимого сына. "даже самим казакам казалась чрезмерною его беспощадная свирепость и жестокость. только огонь да виселицу определяла седая голова его, и совет его в войсковом совете дышал только одним истреблением". он один не согласился на мир с поляками, "гулял по всей польше со своим ". но польское правительство самому потоцкому поручило поймать тараса и предать лютой смерти. шесть дней уходили казаки проселочными дорогами от преследования, четыре дня бились и боролись они. "мало не тридцать человек" навалилось на тараса, и в конце концов "сила одолела силу". "притянули его железными цепями к древесному стволу, гвоздем прибили ему руки и, приподняв повыше, чтобы отовсюду был виден козак", принялись ляхи раскладывать костер. но не об огне, которым собирались жечь его, думал тарас в последние минуты, не о муках
источник: которые ждут его; смотрел он в ту сторону, где отстреливались казаки, преследуемые погоней, и переживал за их судьбу. образ тараса воплощает в себе удаль и размах народной жизни. в нем не было ничего эгоистического, мелкого, корыстного. его душа была проникнута лишь одним стремлением - к свободе и независимости. "это был один из тех характеров, которые могли возникнуть только в тяжелый xv век на полукочующем углу европы, - говорит автор, - когда бранным пламенем объялся древле-мирный славянский дух и завелось козачество - широкая, разгульная замашка " это был сильный, героический характер, прославленный ратными подвигами. некоторые исследователи считали, что в тарасе бульбе гоголь запечатлел какой-то конкретный образ и что сюжет повести воспроизводит определенный эпизод. но это были неверные предположения. в одних случаях действие повести отнесено к xv веку, в других - к xvi веку. в действительности писатель хотел нарисовать такую картину, в которой отразились бы наиболее типические, коренные черты всего украинского народа. тарас бульба воплощает в себе всю народную украину. именно в этом состояло величайшее художественно-обобщающее значение созданного
ответ:
впервые легенда была опубликована в 1949 году в газете "уральский рабочий". автор статьи леонид федоров пересказывает ее со слов некоего деда анисифора, который в свою очередь слышал ее в детстве от старого охотника-манси. издательство "азимут" использовало ее в сборнике топонимических легенд "жил-был седой урал"
давно это было, так давно, что на этих горах с тех пор сто раз вырастал новый лес, а старый валился и сгнивал. жило тогда в этих местах племя, что имело тамгу с изображением филина, и было оно также мудро и зорко, как эта ночная птица. молодые охотники племени были сильны и смелы, старики – мудры, а девушки – красивы. но краше всех была дочь старого тошема – красавица нейва. было у старика двое сыновей, но старший погиб в схватке с медведем, а младший не вернулся с гор, куда ушел добывать белку. и остался старик с дочерью нейвой. незаметно выросла девушка, расцвела, как лесной цветок. и хороша же была она! тонкая да стройная, как молодая рябинка, радовала она глаза всем – и старым, и молодым.

много охотников приходило к ее отцу, предлагая за нее богатый выкуп. но качал головой старый тошем и отсылал их к дочери: пусть сама выбирает. единственной радостью для него была красавица-дочка, и не хотел он видеть ее женой нелюбимого человека. а нейва в ответ парням, как и отец, качала головой и смеялась, и смех ее был как журчанье лесного ключа. за этот смех и звали ее нейвой.
и только один молодой охотник – смелый и отважный таватуй, не был с поклоном у тошема. еще только двадцать зим видели его глаза, а был он могуч и силен, как лось, один на один выходя на медведя. копье, брошенное его рукой, летело на сорок локтей дальше, чем мог добросить самый сильный охотник племени, и стрела его не знала промаха. но сердцем таватуй был прост, как ребенок, и хоть слушали его советы старики, и был он опытен в бою, на охоте, но карие глаза нейвы не взволновали его кровь. видел он в красавице-девушке подругу детских игр, и не замечал, что выросла она в женщину. как и в детстве, при встрече с ней, он со смехом высыпал ей в колени гроздья рябина для бус или дарил пойманную белку. а девушка, встретив его взгляд, смущалась, и бронзовые щечки ее румянились. но ничего не замечал молодой охотник.

шло время, племя кочевало по дремучим лесам, било зверя и ловило в озерах рыбу. по вечерам у костров молодежь пела песни или слушала рассказы стариков. ничто не нарушало мирной жизни лесных охотников до поры, пока не стали приходить тревожные слухи. появились с востока в озерной долине воинственные люди. смуглые, верхом на быстроногих конях, с болтающимися на копьях конскими хвостами, жгли и сметали они на своем пути легкие жилища охотников. детям разбивали головы о камни, мучили и убивали женщин, а мужчин угоняли в рабство. страх и тревога овладели племенем. день и ночь сидели старики у костров, придумывая, как избежать великой беды. а когда стали приходить спасшиеся от пришельцев, израненные, истекающие кровью люди, отдал шаман приказ уходить в горы, покрытые непроходимым лесом.
но возмутился молодой таватуй. с гневом ударил он палицей по костру так, что брызнули в разные стороны огненные снопы и, вскочив на ноги проклял трусливого шамана. долго и горячо говорил молодой охотник, убеждая, что лучше погибнуть в бою, чем жить в рабстве. горы не спасут, враг настигнет и там, и больше уходить будет некуда. звучали в его словах такая сила и правда, что все, как один, схватив оружие стали готовиться к бою.
напрасно пытался шаман убедить их в бесполезности сопротивления – все только с презрением отвернулись от него. и только тут понял злобный шаман, насколько призрачна была его власть над людьми. вскочив на оленя, он ринулся в чащу, пытаясь изменой купить себе жизнь. грозно пропела тетива в руках таватуя, и, хватая воздух скрюченными пальцами, рухнул в болото предатель. быстро приготовились воины к встрече незваных гостей и в ожидании боя проверяли оружие.
ответ:
в образе тараса бульбы - главного героя одноименной повести н. в. гоголя - воплощены все лучшие качества, присущие героической личности эпохи борьбы украинского народа за освобождение от гнета поляков.
вся жизнь тараса была неразрывно связана с сечью. суровый и непреклонный, он "отличался грубой прямотой своего нрава" и вел жизнь, полную невзгод и опасностей. тарас был создан не для семейного очага, а для "бранной тревоги". его "нежба" - чистое поле да добрый конь. служению "товариществу", отчизне он отдавал всего себя и в людях ценил прежде всего мужество и преданность идеалам сечи.
это был один из числа коренных, старых полковников - мудрый и опытный предводитель казацкого войска. "все давало ему перевес перед другими, - пишет гоголь, - и преклонные лета, и опытность, и уменье двигать своим войском, и сильнейшая ненависть к " бывалые казаки, признавая за ним первенство, выбрали тараса бульбу наказным атаманом, потому что не было из них никого "равного ему в доблести".
многие перенимали в то время польские обычаи, заводили роскошь, прислугу, обеды, дворы. тарасу все это было не по сердцу. он любил простую жизнь казаков и "перессорился с теми из своих товарищей, которые были наклонны к варшавской стороне, называя их холопьями польских панов".
ярко раскрывается характер тараса бульбы в трагическом конфликте с его младшим сыном андрием. он считал, что "нет лучшей науки для молодого человека, как запорожская сечь", и мечтал о том дне, когда явится со своими сыновьями на сечь и скажет: "вот посмотрите, каких я молодцов вам! ", как представит их своим старым, закаленным в битвах товарищам, как поглядит на их подвиги в ратном деле. младший сын не оправдал надежд отца. любовь к полячке отгородила андрия от боевого товарищества, от отца, от отчизны. он предал, совершил самый тяжкий грех и достоин был теперь только позорной смерти. человек суровой и вместе с тем нежной души, тарас не чувствует жалости к сыну-предателю. без колебаний, с сознанием великой правды того дела, которому служит, он совершает свой приговор: "я тебя породил, я тебя и убью! "
а сколько отваги в поведении тараса, пробирающегося на территорию врага в надежде повидать остапа! затерявшись в толпе чужих людей, "еретиков", он смотрит, как выводят на лобное место его старшего сына. "что почувствовал старый тарас, когда увидел своего остапа? что было тогда в его сердце? " - восклицает гоголь. но ничем не выдал своего страшного душевного напряжения тарас. глядя на сына, мужественно переносящего нечеловеческие страдания, он тихо приговаривал: "добре, сынку, добре! " и только один раз не выдержало сердце бывалого казака. когда сына "подвели к последним смертным мукам", и остап, напрягши все свои силы, воскликнул: "батько! где ты? слышишь ли ты? " - среди тишины раздался голос тараса: "слышу! " и этот голос заставил вздрогнуть "весь миллион народа".
страшной местью отомстил тарас за смерть любимого сына. "даже самим казакам казалась чрезмерною его беспощадная свирепость и жестокость. только огонь да виселицу определяла седая голова его, и совет его в войсковом совете дышал только одним истреблением". он один не согласился на мир с поляками, "гулял по всей польше со своим ". но польское правительство самому потоцкому поручило поймать тараса и предать лютой смерти. шесть дней уходили казаки проселочными дорогами от преследования, четыре дня бились и боролись они. "мало не тридцать человек" навалилось на тараса, и в конце концов "сила одолела силу". "притянули его железными цепями к древесному стволу, гвоздем прибили ему руки и, приподняв повыше, чтобы отовсюду был виден козак", принялись ляхи раскладывать костер. но не об огне, которым собирались жечь его, думал тарас в последние минуты, не о муках
источник: которые ждут его; смотрел он в ту сторону, где отстреливались казаки, преследуемые погоней, и переживал за их судьбу. образ тараса воплощает в себе удаль и размах народной жизни. в нем не было ничего эгоистического, мелкого, корыстного. его душа была проникнута лишь одним стремлением - к свободе и независимости. "это был один из тех характеров, которые могли возникнуть только в тяжелый xv век на полукочующем углу европы, - говорит автор, - когда бранным пламенем объялся древле-мирный славянский дух и завелось козачество - широкая, разгульная замашка " это был сильный, героический характер, прославленный ратными подвигами. некоторые исследователи считали, что в тарасе бульбе гоголь запечатлел какой-то конкретный образ и что сюжет повести воспроизводит определенный эпизод. но это были неверные предположения. в одних случаях действие повести отнесено к xv веку, в других - к xvi веку. в действительности писатель хотел нарисовать такую картину, в которой отразились бы наиболее типические, коренные черты всего украинского народа. тарас бульба воплощает в себе всю народную украину. именно в этом состояло величайшее художественно-обобщающее значение созданного
объяснение: