Впоэме “мцыри” действие развивается в двух планах: тоска по идеалу, романтическая мечта о далекой, прекрасной и неведомой родине; реальные блуждания юноши-горца, бежавшего из монастыря. мцыри не просто тоскует по родному краю, поэма насыщена чувством родины: я цель одну — пройти в родимую страну — имел в душе. это “родимая страна” такой же поэтический образ, как и образ бури в стихотворении “парус”: “а он, мятежный, просит ” мцыри, наделенный от природы отвагой своих сородичей, дал поэту возможность воплотить жажду тревог и битв, жажду бури, то чувство вечной неудовлетворенности достигнутым, которое живет в человеческой душе вечно и которое было особенно обострено у лучших людей первой четверти xix века. впечатления от природы кавказа, быта его жителей, архитектуры — все послужило лермонтову для создания романтической поэмы. жизненная основа “мцыри” придает произведению яркость, выразительность, убеждает читателей в его реальности. впервые у лермонтова так органично сольются романтическое и реальное начала, впоследствии это станет отличительной чертой его творчества. немного лет тому назад, там, где сливался шумят, обнявшись, будто две сестры, струи арагвы и куры, был монастырь. монастырь сохранился и сейчас. внутренний вид его дает яркое ощущение поэтической действительности, созданной лермонтовым. особенно поражают расположенные высоко от пола узкие, длинные окна, забранные решетками: тюрьма! .в тесной темной церкви во время утренней службы стоял худенький, слабый мальчик, и ему казалось, что святые смотрят на него со стен с мрачной и немой угрозой, как смотрели монахи. а там, в вышине, на решетчатом окне, играло солнце: о, как туда хотелось мне. от мрака келий и молитв, в тот чудный мир страстей и битв.. образ монастыря был для лермонтова воплощением всего, что сковывает человеческую мысль, “подрезает крылья”, мешает свободному полету духа, лишает права на жизнь и борьбу. создавая свой поэтический мир, лермонтов не фотографировал действительность, он отбирал нужные для замысла черты, насыщая их новым смыслом. но именно конкретным чертам местности поэту удалось правдиво и убедительно показать побег мцыри: сквозь пары вдали чернели две горы. наш монастырь из-за одной сверкал зубчатою стеной.. мцыри был вынослив, как и его сородичи. он хорошо помнит родные места. мечтая о доме, юноша все время смотрит на восток. мцыри — “душой дитя”, существо, полное жажды жизни; “судьбой монах” — человек, обязанный отказаться от жизни. в этом заключается трагизм поэмы. но он еще и пленник, раб и сирота. вся жизнь в монастыре была подготовкой мцыри к побегу. давным-давно решил он бежать, чтобы отыскать свою родину, близких и родных: узнать, прекрасна ли земля, узнать, для воли иль тюрьмы на этот свет родимся мы. в двух планах, романтическом и реальном, дана картина битвы мцыри с барсом. в ней показано упоение в бою и великий трагизм двух сильных, смелых, благородных существ. с уважением говорит мцыри о достоинствах противника: но с торжествующим врагом он встретил смерть лицом к лицу, как в битее следует бойцу! . мцыри бьется с барсом, как было принято драться в его ауле, и он побеждает: но ныне я уверен в том. что быть бы мог в краю отцов не из последних удальцов.. эти слова могут быть поняты как оправдание поколению, выросшему в николаевской империи, как в тюрьме. на мне печать свою тюрьма оставила..
поэма с. а. есенина «пугачев» – это драматическое произведение, обращенное к сложному периоду. в эпоху революционного перелома xx века есенин пытается понять сущность мятежной, революционной стихии. поэтому его так интересует емельян пугачев, герой народного восстания.
в поэме емельян пугачев любит родину, бескрайние степи:
мне нравится степей твоих медь
и пропахшая солью почва.
луна, как желтый медведь,
в мокрой траве ворочается.
наконец-то я здесь, здесь!
он искренне судьбой крестьянства:
как живет здесь мудрый наш мужик?
герою важно, чтобы у крестьянина была возможность заниматься мирным трудом, пахать, сеять. и когда он узнает, что после смерти петра iii екатерина отдала все богатства края «под надзор дворян» , что «стонет русь от цепких лапищ» , он возмущен.
неужели в народе нет суровой хватки
вытащить из сапогов ножи
и всадить их в барские лопатки?
сторож признается пугачеву, что «уже мятеж вздымает паруса» и только «нужен тот, кто первый бросил камень» . герой не может до срока признаваться в своих замыслах, но автором нарисована объективная необходимость появления вождя, который может возглавить назревающее восстание.
в другом отрывке монолог хлопуши, соратника пугачева. хлопуша три дня и три ночи шел в эту дикую местность, чтобы увидеть пугачева и присоединиться к нему. он знает, что пугачев выдает себя за петра iii, но ему не важно, правда ли это.
слава ему! пусть даже он не петр,
чернь его любит за буйство и удаль.
заслуженная пугачевым любовь народа хлопуше кажется гораздо более ценным качеством мятежника, поэтому так велико его желание познакомиться с пугачевым.
в последнем отрывке из поэмы войска пугачева на грани разгрома. но вождь не верит в свое поражение: «вы с ума сошли! » – трижды восклицает он. – «кто сказал вам, что мы уничтожены? » он знает, что восставшие «в страшной беде» , но верит в спасение, в возможный побег по каспию в азию. азия кажется ему землей обетованной, зародившей в человеке неукротимую любовь к свободе. он верит в возможность счастливого исхода и не дает упасть духом своим соратникам.
пугачев в поэме есенина выразителен своей речью. речь его насыщена метафорами, эпитетами, он все воспринимает не как политик, а как поэт. эта образность речи – особенность авторского восприятия событий и своего героя.
поэма с. а. есенина «пугачев» – это драматическое произведение, обращенное к сложному периоду. в эпоху революционного перелома xx века есенин пытается понять сущность мятежной, революционной стихии. поэтому его так интересует емельян пугачев, герой народного восстания.
в поэме емельян пугачев любит родину, бескрайние степи:
мне нравится степей твоих медь
и пропахшая солью почва.
луна, как желтый медведь,
в мокрой траве ворочается.
наконец-то я здесь, здесь!
он искренне судьбой крестьянства:
как живет здесь мудрый наш мужик?
герою важно, чтобы у крестьянина была возможность заниматься мирным трудом, пахать, сеять. и когда он узнает, что после смерти петра iii екатерина отдала все богатства края «под надзор дворян» , что «стонет русь от цепких лапищ» , он возмущен.
неужели в народе нет суровой хватки
вытащить из сапогов ножи
и всадить их в барские лопатки?
сторож признается пугачеву, что «уже мятеж вздымает паруса» и только «нужен тот, кто первый бросил камень» . герой не может до срока признаваться в своих замыслах, но автором нарисована объективная необходимость появления вождя, который может возглавить назревающее восстание.
в другом отрывке монолог хлопуши, соратника пугачева. хлопуша три дня и три ночи шел в эту дикую местность, чтобы увидеть пугачева и присоединиться к нему. он знает, что пугачев выдает себя за петра iii, но ему не важно, правда ли это.
слава ему! пусть даже он не петр,
чернь его любит за буйство и удаль.
заслуженная пугачевым любовь народа хлопуше кажется гораздо более ценным качеством мятежника, поэтому так велико его желание познакомиться с пугачевым.
в последнем отрывке из поэмы войска пугачева на грани разгрома. но вождь не верит в свое поражение: «вы с ума сошли! » – трижды восклицает он. – «кто сказал вам, что мы уничтожены? » он знает, что восставшие «в страшной беде» , но верит в спасение, в возможный побег по каспию в азию. азия кажется ему землей обетованной, зародившей в человеке неукротимую любовь к свободе. он верит в возможность счастливого исхода и не дает упасть духом своим соратникам.
пугачев в поэме есенина выразителен своей речью. речь его насыщена метафорами, эпитетами, он все воспринимает не как политик, а как поэт. эта образность речи – особенность авторского восприятия событий и своего героя.