Тульский мастер. Он один из трех мастеров, которым поручили создать изделие более удивительное, чем английская танцующая блоха. И эти три умельца подковывают блоху. А Л. делает гвоздики для подков. Образ Л. очень неоднозначный: и положительный, и иронически-негативный. С одной стороны, он очень искусный мастеровой, замечательный умелец. С другой стороны, он чрезвычайно забит, считает себя абсолютно незначительным существом. Англичане предлагают Л. остаться у них, но он отвергает это предложение. И здесь играет большую роль не только чувство патриотизма, но еще и неверие в возможность жить лучше, в человеческих условиях. Л. полностью забитое существо, которому даже в голову не приходит мысль о каком-то малейшем сопротивлении обстоятельствам. Жизнь его заканчивается трагично. Он заболевает и умирает безызвестным, никому не нужным, лишенный всякой заботы. Трагическая судьба Л. противопоставлена истории англичанина, приехавшего в Петербург вместе с ним. Того очень заботливо приняли в английском посольстве. Лесков отмечает, что безразличие к человеческой жизни - чисто русское качество. Погиб человек из народа, редкостный умелец с золотыми руками, и никто об этом не узнал. Важно заметить, что в описании Л. есть много комического. Этот искусный мастер был не только левшой, но и еще и косым. И это не помешало ему сделать невероятно тонкую работу, не заметную человеческому глазу
Общность: они были оба немного ворчливы, но также и добры сердцем внешность мальчика: похоже что мальчику около 8 лет, и он немного худощав, но тетка говорит обратное внешность бабушки: самая обыкновенная старуха, живущая с дедом и воспитывающая мальчика с большим сердцем манера мальчика: полный сил, хулиган манеры бабушки: правильная пожилая женщина речь мальчика: более молодежная речь бабушки: более старая поступки мальчика: как и все мальчики, пытается быть более смелым поступки бабушки: добрые авторские поступки : он своего рода немногое поиздевался над мальчиком, но все равно дал рассказу вознаградить его