снежная королева, владычица над зимой и смертью, ледяная дева, фея льдов, снежная ведьма — классический персонаж скандинавского фольклора. царство снежной королевы – холодное безжизненное пространство, вечные льды и снега – исследователи называют воплощением самой смерти, загробного мира, как видел его андерсен. кая, попавшего в царство снежной королевы, родные считают погибшим. снежная королева восседает на троне, стоящем на озере, называемом «зеркалом разума» . она воплощает холодный абсолютный разум и холодную абсолютную красоту, лишенные любых проявлений чувства. во дворце снежной королевы кай, сердце которого превратилось в кусок льда, складывает слова из льдинок, мечтая сложить слово «вечность» — тогда снежная королева подарит ему «весь свет и пару новых коньков» . желая постичь вечность, герой не понимает, что мир нельзя постичь без чувств, одним холодным, пусть и абсолютным, разумом.
свя́тки (святы́е, праздничные дни, зимние святки, коля́ды; др.-рус. свꙗтокъ) — славянский народный праздничный комплекс зимнего календарного периода, состоящий из двенадцати праздничных дней «от звезды и до воды» (рус. то есть от появления первой звезды в канун рождества и до крещенского освящения воды.в некоторых районах полесья к святкам относят ещё полтора дня после крещения, то есть 7 (20) января (зимний свадебник) и половину дня 8 (21) января, который называется розданный день, поскольку он приходится на тот же день недели, что и рождество[4].в христианской традиции — время с рождества христова до крещения господня.праздновать двенадцать дней после праздника рождества христова церковь начала с древних времён. указанием на это могут служить 13 бесед ефрема сирина (ум. 373 произнесённых им от 25 декабря по 6 января, а также проповеди амвросия медиоланского и григория нисского. древнее двенадцатидневное празднование святок подтверждается церковным уставом саввы освященного (ум. 530 по которому во дни святок «никакожо пост, ниже коленопреклонения бывают, ниже в церкви, ниже в келлиях», и запрещено совершать таинство брака. то же подтверждено и кодексом юстиниана, изданным в 535 году. вторым туронским собором в 567 году все дни от рождества христова до богоявления названы праздничными.
ещё со времён римской империи в эти дни нередко практиковались гадания и другие народные обычаи, с которыми боролась церковь. против этого направлены, помимо всего прочего, 61 и 62 правила шестого вселенского собора. действовавший в российской империи закон запрещал «в навечерие рождества христова и в продолжение святок заводить, по старинным идолопоклонническим преданиям, игрища и, наряжаясь в кумирские одеяния, производить по улицам пляски и петь соблазнительные песни»[15].начало зимних святок и окончание рождественского поста во многих местах российской империи приурочивалось к николину дню[16]. под влиянием христианской церкви святки стали связываться с рождественскими и отмечаться по церковному календарю — от рождества до крещения. их совпадение по времени (начало года) способствовало сближению славянской святочной обрядности с церковной[17].
у восточных славян считалось, что первый день надо провести дома или у родных. во второй, называемый молодионы (день младенцев), все женщины, имеющие детей до года, носили их в церковь причащать. с третьего дня начинались посещения родственников и друзей с обильным угощением[18].
святки особенно насыщены магическими , гаданиями, прогностическими приметами, обычаями и запретами, регламентирующими поведение людей, что выделяет святки из всего календарного года. мифологическое значение святок определяется их «пограничным» характером — в это время солнце поворачивается с зимы на лето; световой день сдвигается от тьмы к свету; заканчивается старый и начинается новый год; рождается спаситель, и мир хаоса сменяется божественной . с «пограничностью» периода между старым и новым хозяйственным годом связаны представления о приходе на землю с того света душ умерших, о разгуле нечистой силы в середине зимы. по народным верованиям, невидимое присутствие духов среди живых людей обеспечивало возможность заглянуть в своё будущее, чем и объясняются многочисленные формы святочных гаданий[19].
снежная королева, владычица над зимой и смертью, ледяная дева, фея льдов, снежная ведьма — классический персонаж скандинавского фольклора. царство снежной королевы – холодное безжизненное пространство, вечные льды и снега – исследователи называют воплощением самой смерти, загробного мира, как видел его андерсен. кая, попавшего в царство снежной королевы, родные считают погибшим. снежная королева восседает на троне, стоящем на озере, называемом «зеркалом разума» . она воплощает холодный абсолютный разум и холодную абсолютную красоту, лишенные любых проявлений чувства. во дворце снежной королевы кай, сердце которого превратилось в кусок льда, складывает слова из льдинок, мечтая сложить слово «вечность» — тогда снежная королева подарит ему «весь свет и пару новых коньков» . желая постичь вечность, герой не понимает, что мир нельзя постичь без чувств, одним холодным, пусть и абсолютным, разумом.
свя́тки (святы́е, праздничные дни, зимние святки, коля́ды; др.-рус. свꙗтокъ) — славянский народный праздничный комплекс зимнего календарного периода, состоящий из двенадцати праздничных дней «от звезды и до воды» (рус. то есть от появления первой звезды в канун рождества и до крещенского освящения воды.в некоторых районах полесья к святкам относят ещё полтора дня после крещения, то есть 7 (20) января (зимний свадебник) и половину дня 8 (21) января, который называется розданный день, поскольку он приходится на тот же день недели, что и рождество[4].в христианской традиции — время с рождества христова до крещения господня.праздновать двенадцать дней после праздника рождества христова церковь начала с древних времён. указанием на это могут служить 13 бесед ефрема сирина (ум. 373 произнесённых им от 25 декабря по 6 января, а также проповеди амвросия медиоланского и григория нисского. древнее двенадцатидневное празднование святок подтверждается церковным уставом саввы освященного (ум. 530 по которому во дни святок «никакожо пост, ниже коленопреклонения бывают, ниже в церкви, ниже в келлиях», и запрещено совершать таинство брака. то же подтверждено и кодексом юстиниана, изданным в 535 году. вторым туронским собором в 567 году все дни от рождества христова до богоявления названы праздничными.
ещё со времён римской империи в эти дни нередко практиковались гадания и другие народные обычаи, с которыми боролась церковь. против этого направлены, помимо всего прочего, 61 и 62 правила шестого вселенского собора. действовавший в российской империи закон запрещал «в навечерие рождества христова и в продолжение святок заводить, по старинным идолопоклонническим преданиям, игрища и, наряжаясь в кумирские одеяния, производить по улицам пляски и петь соблазнительные песни»[15].начало зимних святок и окончание рождественского поста во многих местах российской империи приурочивалось к николину дню[16]. под влиянием христианской церкви святки стали связываться с рождественскими и отмечаться по церковному календарю — от рождества до крещения. их совпадение по времени (начало года) способствовало сближению славянской святочной обрядности с церковной[17].
у восточных славян считалось, что первый день надо провести дома или у родных. во второй, называемый молодионы (день младенцев), все женщины, имеющие детей до года, носили их в церковь причащать. с третьего дня начинались посещения родственников и друзей с обильным угощением[18].
святки особенно насыщены магическими , гаданиями, прогностическими приметами, обычаями и запретами, регламентирующими поведение людей, что выделяет святки из всего календарного года. мифологическое значение святок определяется их «пограничным» характером — в это время солнце поворачивается с зимы на лето; световой день сдвигается от тьмы к свету; заканчивается старый и начинается новый год; рождается спаситель, и мир хаоса сменяется божественной . с «пограничностью» периода между старым и новым хозяйственным годом связаны представления о приходе на землю с того света душ умерших, о разгуле нечистой силы в середине зимы. по народным верованиям, невидимое присутствие духов среди живых людей обеспечивало возможность заглянуть в своё будущее, чем и объясняются многочисленные формы святочных гаданий[19].