в период так называемой «перестройки» на головы наших сограждан буквально посыпался поток негативных оценок недавнего обвинений и сенсационных разоблачений. Не избежал этой участи и Аркадий Гайдар. К тому времени в сознании советских людей образ детского писателя и героя был настолько идеализирован, что некоторые факты из его реальной жизни, намеренно и бездоказательно раздутые лже-историками и ретивыми борзописцами, производили не просто неблагоприятное, а скорее, отвратительное впечатление. Оказалось, что семнадцатилетний комполка проявил себя беспощадным карателем при подавлении антисоветских восстаний на Тамбовщине и в Хакассии в 1921-1922 годах. При этом сражался он вовсе не с вооружёнными до зубов беляками или бандитами, а с мирным населением, которое пыталось защититься от произвола и насилия местных властей. Прославленный детский писатель учил молодое поколение добру, справедливости, верности Родине, а сам злоупотреблял алкоголем, не имел своего дома, нормальной семьи и вообще был психически больным, глубоко несчастным, полубезумным человеком.
В пьесе-сказке "Двенадцать месяцев" Самуила Яковлевича Маршака реальное тесно переплетается с фантастическим, поэтому сказку очень интересно читать. Правдивое, жизненное в сказке - это доброта и терпение падчерицы, жестокость мачехи, капризы и взбалмошность королевы. Фантастичное - месяцы года в виде живых людей, возможность повелевать временем, например, вырастить подснежники зимой. Читая сказку, мы осуждаем злую мачеху, сочувствуем падчерице, смеемся над королевой, которая считает, что своим указом может отменить законы природы.