пугачёв емельян иванович [ок. 1742, станица зимовейская-на-дону,— 10(21). 1775, москва], предводитель крестьянской войны 1773—75 в россии (см. крестьянская война под предводительством е. и. пугачёва 1773—75). участвовал в семилетней войне 1756—63, в 1768 — 1770—в рус.-тур. войне; в 1770 произведён в хорунжие. уклоняясь от службы в армии, с конца 1771 скрывался на кубани, тереке, ниж. волге и юж. урале, где в это время происходили антикрепостнические нар. волнения. в февр. 1772 был арестован, но вскоре бежал, скрывался среди раскольников-старообрядцев. по доносу был вновь арестован, в янв. 1773 доставлен в казань и приговорён к ссылке на каторгу в сибирь. в мае 1773 бежал из казанского острога и появился в селениях яицкого казачьего войска. в авг. 1773 собрал на хуторах под яицким городком (ныне уральск) отряд из казаков, участников восстания, подавленного в 1772. решено было в сентябре начать новое выступление яицких казаков с расчётом, что к нему примкнут и крепостные крестьяне. возглавив восстание, п. принял имя убитого имп. петра iii. 17 сент. п. обнародовал манифест, к-рым казаков, татар, калмыков, служивших в яицком войске, старинными казачьими вольностями. взгляды п. на конечные цели восстания не шли дальше наивных представлений нар. масс о возможности создания крестьянско-казацкого гос-ва во главе со справедливым «мужицким» царём. воен. действия п. начал с похода к оренбургу. к дек. 1773 в его войсках уже было до 25 тыс. чел. и 86 пушек. для войсками п. создал воен. коллегию, к-рая до известной степени выполняла роль адм.-политического центра восстания. в основу структуры его повстанческой армии была положена казацкая воен. организация. в ходе крестьянской войны проявились воен. дарование и организаторские способности п. вместе с тем в его деятельности были и серьёзные просчёты. занятый осадой оренбурга и яицкого городка, он отказался от похода в поволжье, к-рое было готово к восстанию, чем сузил базу воен. действий и потерял время, необходимое для консолидации сил повстанцев. лишь только после падения бузулука п. вывел часть сил из-под оренбурга и пытался остановить продвижение карателей, но потерпел неудачу под татищевой и сакмарским городком и вынужден был укрыться в уральских горах.
1) Особенности жанра произведения. Произведение Ю.П. Казакова относится к жанру рассказа.
2) Тематика и проблематика рассказа. Проблема - вопрос, поставленный автором на страницах художественного произведения. Проблематика — совокупность проблем, рассматриваемых в художественном произведении.
- Какие проблемы затрагивает Ю.П. Казаков в своём рассказе «Тихое утро»? (совести, долга, любви к ближнему, любви к природе и др.) Поясните свою мысль.
- Как писатель пытается решить проблему взаимоотношений мальчиков между собой? (писатель приготовил своим героям тяжёлое испытание)
3) Особенности сюжета произведения. Описание произошедших с мальчиками событий разворачивается на фоне природы.
- Как начинает свой рассказ «Тихое угро» Ю.П. Казаков? (с описания раннего утра и тумана, практически полностью покрывшего деревню)
4) Характеристика героев рассказа. В рассказе Юрия Казакова «Тихое утро» выведены в образах главных героев два мальчика: городской житель Володя и простой деревенский парень Яшка.
Образ Яшки. Яшка — типичный житель сельской местности, знаток настоящей рыбалки. Портрет героя примечателен: старые штаны и рубаха, босые ноги, испачканные пальцы. Мальчик презрительно отнёсся к вопросу городского Володи: «А не рано?» Яшка, видя, что его напарник тонет, принимает единственно верное решение: бросается в холодную воду Володю: «Чувствуя, что сейчас задохнется, Яшка рванулся к Володе, схватил его за рубашку, зажмурился, торопливо дёрнул тело Володи вверх... Не выпуская Володиной рубашки, он стал подталкивать его к берегу. Плыть было тяжело. Почувствовав дно под ногами, Яшка положил Володю грудью на берег, лицом в траву, тяжело вылез сам и вытащил Володю». Слёзы Яшки в финале рассказа свидетельствуют об огромном облегчении, которое испытал герой. Видя улыбку Володи, Яшка «заревел, заревел горько, безутешно, сотрясаясь всем телом, задыхаясь и стыдясь своих слёз, плакал он от радости, от пережитого страха, от того, что всё хорошо кончилось...»
- Кем ощущает себя Яшка, собираясь рано угром на рыбалку? (взрослым человеком, настоящим специалистом в рыболовном деле)
- Почему Яшка разозлился на Володю? (Володя, не привыкший вставать так рано в городе, ещё полностью не может разделить всех восторгов Яшки)
- Как ведут себя мальчики, отправляясь на рыбалку? (Яшка считает себя специалистом в рыбной ловле, поэтому он перед Володей задирает нос.) Кто новый приятель Яшки, которому он собирается показать настоящую рыбалку? (Володя — приезжий из Москвы)
- Какими своими знаниями о природе, об окружающем мире поделился деревенский житель Яшка с москвичом Володей? (Яшка рассказал, что громкий треск в поле означает звук тракгора, что у них в реке водится всякая рыба; определил голоса птиц; объяснил, как поймать дрозда)
- Как ведуг себя мальчики на рыбалке? (все изменения в настроении Яшки теперь связаны с рыбалкой, он хочет показать себя настоящим знатоком рыбного дела; Володя же неуклюж, потерял равновесие и упал в воду)
- Какие чувства испытывает Яшка, понимая, что Володя тонет? (сначала страх, но потом, преодолев свой страх, Яшка прыгнул в воду, затем ужас, что Володя его утопит; потом вновь желание Володю)
- Перечитайте выразительно отрывок понять чувства Яшки после Володи. Какие чувства испытывает в этот момент Яшка? (чувство страха за жизнь Володи, чувство жалости и сострадания, которые рождают любовь к ближнему)
Образ Володи. Городской мальчик _ полная противоположность Яшки: собрался на рыбалку в ботинках. Ребята поссорились из-за пустяка, поэтому сердятся друг на друга. Но Володя имеет более мягкий и уступчивый характер, поэтому не задаёт лишних вопросов, боясь ещё больше рассердить Яшку. Постепенно благодаря полному восторгу Володи от ранней утренней прогулки напряжение между мальчиками спадает, они начинают вести бойкий разговор о рыбалке. Яшка с готовностью рассказывает об особенностях клёва на заре, о рыбе, которая водится в здешних водоёмах, объясняет услышанные в лесу звуки, говорит о реке. Будущая рыбалка сближает мальчиков. Природа как бы созвучна настроению героев: она притягивает своей красотой. Володя, как и Яшка, начинает чувствовать природу, мрачный омут реки путает своей глубиной. Через некоторое время Володя упал в воду.
пугачёв емельян иванович [ок. 1742, станица зимовейская-на-дону,— 10(21). 1775, москва], предводитель крестьянской войны 1773—75 в россии (см. крестьянская война под предводительством е. и. пугачёва 1773—75). участвовал в семилетней войне 1756—63, в 1768 — 1770—в рус.-тур. войне; в 1770 произведён в хорунжие. уклоняясь от службы в армии, с конца 1771 скрывался на кубани, тереке, ниж. волге и юж. урале, где в это время происходили антикрепостнические нар. волнения. в февр. 1772 был арестован, но вскоре бежал, скрывался среди раскольников-старообрядцев. по доносу был вновь арестован, в янв. 1773 доставлен в казань и приговорён к ссылке на каторгу в сибирь. в мае 1773 бежал из казанского острога и появился в селениях яицкого казачьего войска. в авг. 1773 собрал на хуторах под яицким городком (ныне уральск) отряд из казаков, участников восстания, подавленного в 1772. решено было в сентябре начать новое выступление яицких казаков с расчётом, что к нему примкнут и крепостные крестьяне. возглавив восстание, п. принял имя убитого имп. петра iii. 17 сент. п. обнародовал манифест, к-рым казаков, татар, калмыков, служивших в яицком войске, старинными казачьими вольностями. взгляды п. на конечные цели восстания не шли дальше наивных представлений нар. масс о возможности создания крестьянско-казацкого гос-ва во главе со справедливым «мужицким» царём. воен. действия п. начал с похода к оренбургу. к дек. 1773 в его войсках уже было до 25 тыс. чел. и 86 пушек. для войсками п. создал воен. коллегию, к-рая до известной степени выполняла роль адм.-политического центра восстания. в основу структуры его повстанческой армии была положена казацкая воен. организация. в ходе крестьянской войны проявились воен. дарование и организаторские способности п. вместе с тем в его деятельности были и серьёзные просчёты. занятый осадой оренбурга и яицкого городка, он отказался от похода в поволжье, к-рое было готово к восстанию, чем сузил базу воен. действий и потерял время, необходимое для консолидации сил повстанцев. лишь только после падения бузулука п. вывел часть сил из-под оренбурга и пытался остановить продвижение карателей, но потерпел неудачу под татищевой и сакмарским городком и вынужден был укрыться в уральских горах.
1) Особенности жанра произведения. Произведение Ю.П. Казакова относится к жанру рассказа.
2) Тематика и проблематика рассказа. Проблема - вопрос, поставленный автором на страницах художественного произведения. Проблематика — совокупность проблем, рассматриваемых в художественном произведении.
- Какие проблемы затрагивает Ю.П. Казаков в своём рассказе «Тихое утро»? (совести, долга, любви к ближнему, любви к природе и др.) Поясните свою мысль.
- Как писатель пытается решить проблему взаимоотношений мальчиков между собой? (писатель приготовил своим героям тяжёлое испытание)
3) Особенности сюжета произведения. Описание произошедших с мальчиками событий разворачивается на фоне природы.
- Как начинает свой рассказ «Тихое угро» Ю.П. Казаков? (с описания раннего утра и тумана, практически полностью покрывшего деревню)
4) Характеристика героев рассказа. В рассказе Юрия Казакова «Тихое утро» выведены в образах главных героев два мальчика: городской житель Володя и простой деревенский парень Яшка.
Образ Яшки. Яшка — типичный житель сельской местности, знаток настоящей рыбалки. Портрет героя примечателен: старые штаны и рубаха, босые ноги, испачканные пальцы. Мальчик презрительно отнёсся к вопросу городского Володи: «А не рано?» Яшка, видя, что его напарник тонет, принимает единственно верное решение: бросается в холодную воду Володю: «Чувствуя, что сейчас задохнется, Яшка рванулся к Володе, схватил его за рубашку, зажмурился, торопливо дёрнул тело Володи вверх... Не выпуская Володиной рубашки, он стал подталкивать его к берегу. Плыть было тяжело. Почувствовав дно под ногами, Яшка положил Володю грудью на берег, лицом в траву, тяжело вылез сам и вытащил Володю». Слёзы Яшки в финале рассказа свидетельствуют об огромном облегчении, которое испытал герой. Видя улыбку Володи, Яшка «заревел, заревел горько, безутешно, сотрясаясь всем телом, задыхаясь и стыдясь своих слёз, плакал он от радости, от пережитого страха, от того, что всё хорошо кончилось...»
- Кем ощущает себя Яшка, собираясь рано угром на рыбалку? (взрослым человеком, настоящим специалистом в рыболовном деле)
- Почему Яшка разозлился на Володю? (Володя, не привыкший вставать так рано в городе, ещё полностью не может разделить всех восторгов Яшки)
- Как ведут себя мальчики, отправляясь на рыбалку? (Яшка считает себя специалистом в рыбной ловле, поэтому он перед Володей задирает нос.) Кто новый приятель Яшки, которому он собирается показать настоящую рыбалку? (Володя — приезжий из Москвы)
- Какими своими знаниями о природе, об окружающем мире поделился деревенский житель Яшка с москвичом Володей? (Яшка рассказал, что громкий треск в поле означает звук тракгора, что у них в реке водится всякая рыба; определил голоса птиц; объяснил, как поймать дрозда)
- Как ведуг себя мальчики на рыбалке? (все изменения в настроении Яшки теперь связаны с рыбалкой, он хочет показать себя настоящим знатоком рыбного дела; Володя же неуклюж, потерял равновесие и упал в воду)
- Какие чувства испытывает Яшка, понимая, что Володя тонет? (сначала страх, но потом, преодолев свой страх, Яшка прыгнул в воду, затем ужас, что Володя его утопит; потом вновь желание Володю)
- Перечитайте выразительно отрывок понять чувства Яшки после Володи. Какие чувства испытывает в этот момент Яшка? (чувство страха за жизнь Володи, чувство жалости и сострадания, которые рождают любовь к ближнему)
Образ Володи. Городской мальчик _ полная противоположность Яшки: собрался на рыбалку в ботинках. Ребята поссорились из-за пустяка, поэтому сердятся друг на друга. Но Володя имеет более мягкий и уступчивый характер, поэтому не задаёт лишних вопросов, боясь ещё больше рассердить Яшку. Постепенно благодаря полному восторгу Володи от ранней утренней прогулки напряжение между мальчиками спадает, они начинают вести бойкий разговор о рыбалке. Яшка с готовностью рассказывает об особенностях клёва на заре, о рыбе, которая водится в здешних водоёмах, объясняет услышанные в лесу звуки, говорит о реке. Будущая рыбалка сближает мальчиков. Природа как бы созвучна настроению героев: она притягивает своей красотой. Володя, как и Яшка, начинает чувствовать природу, мрачный омут реки путает своей глубиной. Через некоторое время Володя упал в воду.