План рассказа о петре гринёве
1. семья, воспитание (уроки отца).
2. первые самостоятельные шаги (зурин, савельич, вожатый).
3. служба в крепости (швабрин, пугачѐв).
4. встреча с марией мироновой (любовь).
подробный план рассказа.
1. семья. воспитание. образование.
• что мы узнаѐм о родителях гринѐва? (цитаты из текста о родителях)
• в каких условиях воспитывался петруша?
• в каком окружении он рос? (цитаты о савельиче и мосье бопре)
• что герой считал верхом благополучия?
• как отец гринев относится к предстоящей службе сына?
• какие уроки получает петруша от отца?
2. начало самостоятельной жизни. первые жизненные уроки.
• как петруша относится к отправке на службу?
• как начинается самостоятельная жизнь петруши? (встреча с зуриным, ссора с савельичем)
• как сцена примирения с савельичем раскрыть характер гринева? какие черты характера молодого героя раскрываются в этом эпизоде?
• что такое совесть, раскаяние?
• какой можно сделать вывод о начале самостоятельной жизни героя? (цитата из текста мысли петра)
3. пророческий сон п. гринѐва.
• почему гринева застал буран в степи? (, самонадеянность)
• встреча с вожатым. подарок тулупа – это просто или что - то еще? что такое милосердие? кто его проявляет в этой главе?
• каково значение пророческого сна петра гринѐва?
• с какими последующими событиями он связан? (найти цитаты из текста)
• какие чувства испытывает герой к человеку, выручившему его во время бурана?
• каково символическое значение бурана?
4. отношение к семье мироновых. взаимоотношения со швабриным.
• каково первое впечатление гринѐва от встречи с обитателями белогорской крепости? (цитата описание крепости)
• как взаимоотношения с машей мироновой повлияли на становление характера героя?
• в чѐм сходство и различие двух молодых офицеров?
• почему швабрин не стал другом петра гринева?
• какие нравственные качества проявляются в характере петра во время ссоры со швабриным?
• что такое благородство, достоинство, честь?
• в чѐм состоит кодекс чести офицера?
5. встреча с пугачѐвым. выбор чести.
• какие нравственные качества проявляет петргринѐв при встрече с пугачѐвым?
• как вы понимаете значение слова «самозванец»?
• как во время пугачѐвского бунта особенно проявились высокие нравственные качества одних героев романа и низость чувств других?
• что значит для главного героя выбор чести?
6. откровенного разговора гринева и пугачева (глава viii «незваный гость»)
• какие качества гринева импонируют пугачеву?
7. третья встреча гринева и пугачева
• (глава xi «мятежная слобода» и xii «сирота»)
8. нравственный выбор гринѐва-человека и гринѐва-офицера.
• что заставило петра гринѐва вернуться в белогорскую крепость?
• в чем смысл понятия нравственного долга для главного героя? (долг чести человека, долг офицера)
• опишите последнюю встречу гринѐва со швабриным, почему именно этим описанием заканчивается рассказ гринѐва?
• какова роль маши мироновой в судьбе петра?
Пётр Андреевич Гринёв - главный герой повести Александра Сергеевича Пушкина "Капитанская дочка".
Пётр жил в поместье своего отца и получил обычное домашнее воспитание. Его воспитывал сначала стремянной Савельич, а потом француз Бопре, а в свободное время Пётр проводил с дворовыми мальчишками.
Пётр почитал родителей и уважал их желания. Когда отец решил отправить его на службу в Оренбург, Пётр не посмел ослушаться, хотя ему очень хотелось проходить службу в Петербурге. Перед дорогой отец наказал Петру служить верно и помнить пословицу: "береги платье снову, а честь смолоду". Гринёв хорошо запомнил слова отца и верно служил императрице.
Пётр Гринёв очень благородный и честный. Проиграв Зурину сто рублей, он заставляет Савельича вернуть долг, считая это долгом чести. А Когда Швабрин оскорбил Машу, то Пётр не задумываясь вызвал его на дуэль.
Гринёв показал себя Храбрым, смелым и отважным человеком. При разговоре с Емельяном Пугачёвым, он не стал ему врать, а прямо сказал, что не перейдёт на его сторону, а если прикажут будет сражаться против банды Емельяна. Пётр не побоялся отправиться Машу от Швабрина, хотя знал, что его могут поймать и убить. Он рисковал жизнью пробираясь в крепость, проявил мужество и смекалку.
Доброта и великодушие Гринёва очень пригодились ему, ведь Пугачёв помнил подарок и только поэтому его помиловал.
В повести Пётр Гринёв показан в развитии: сначала легкомысленным мальчишкой, потом самоутверждающимся юношей, и наконец, взрослым и решительным мужчиной.