Исторический аудио рассказ Олега Тихомирова о Руси "Александр Невский" (Слово о походах), "Дозорные". "...Пелгусий был старшой в дозоре, а Гришате стукнуло лишь пятнадцатый год... Два раза посылал Пелгусий гонца в Новгород, просил прислать людей, чтобы усилить охрану. Но,.. видно нет лишних людей у воевод. А ведь сам великий князь Александр Ярославич поручил Пелгусию вести стражу морскую - охранять пути к Неве со стороны моря. Дозоры стояли по обоим берегам Финского залива... Старшой открыл глаза. Перед ним был Илья Кривой... - Беда. На кораблях войско пришло -... Туман над заливом ещё не рассеялся... уже хорошо проглядывались шпили кораблей... По мачтам насчитал около двух десятков кораблей... В Новгород он (Пелгусий) отослал одного Гришату, а сам с товарищами стал дожидаться, что будет дальше... Пробравшись поближе, он затаился в кустах и принялся подсчитывать, по скольку людей сходит с корабля. Он лежал в укрытии до тех пор, покуда пришлые воины не стали рубить деревья... - Лагерь ставят, - сказал Пелгусий. - Пора уходить.- Бесшумно, один за другим, скрылись дозорные в зарослях. Теперь скорее нужно было добраться до деревни, а там взять лошадей - и тогда уж во весь опор к Новгороду."
Здесь зима – добрая колдунья, окутавшая лес “снежной бахромой”, оковавшая его легкой пуховой цепью. Зимний лес стоит, очарованный волшебным сном. Когда солнце касается его своими лучами, лес вспыхивает и сияет “ослепительной красой”.
Величественная, волшебная и необыкновенная пора.
Словно живая, чародейка-зима меняет маски и играет с нами, заставляя нас то тосковать, то восхищаться ею.
1.Тема этого стихотворения восхищение автора зимним лесом, его красотой. 2.Художественно-изобразительные средства. Эпитеты: снежная бахрома, чудная жизнь, волшебный сон, зимнее солнце, ослепительная краса.
Сравнения: зима-чародейка.
Метафора (скрытое сравнение) : цепью пуховой, не мертвец, не живой лес.
Олицетворения: околдован зимою, вспыхнет лес.
3. Размер: двустопный хорей.
Чародейкою зимою
‘ - / ‘- / ‘ - / ‘ - /
Околдован лес стоит
В стихотворении «Чародейкою Зимою... » взгляд неподвижен, в поле зрения находится зимний лес в целом, и это положение не меняется от начала до конца стихотворения. В первой строфе говорится: «...околдован, лес стоит – и ...блестит» ; вторая («И стоит он, околдован...»)
"...Пелгусий был старшой в дозоре, а Гришате стукнуло лишь пятнадцатый год... Два раза посылал Пелгусий гонца в Новгород, просил прислать людей, чтобы усилить охрану. Но,.. видно нет лишних людей у воевод. А ведь сам великий князь Александр Ярославич поручил Пелгусию вести стражу морскую - охранять пути к Неве со стороны моря. Дозоры стояли по обоим берегам Финского залива...
Старшой открыл глаза. Перед ним был Илья Кривой... - Беда. На кораблях войско пришло -... Туман над заливом ещё не рассеялся... уже хорошо проглядывались шпили кораблей... По мачтам насчитал около двух десятков кораблей... В Новгород он (Пелгусий) отослал одного Гришату, а сам с товарищами стал дожидаться, что будет дальше... Пробравшись поближе, он затаился в кустах и принялся подсчитывать, по скольку людей сходит с корабля. Он лежал в укрытии до тех пор, покуда пришлые воины не стали рубить деревья... - Лагерь ставят, - сказал Пелгусий. - Пора уходить.- Бесшумно, один за другим, скрылись дозорные в зарослях. Теперь скорее нужно было добраться до деревни, а там взять лошадей - и тогда уж во весь опор к Новгороду."
Величественная, волшебная и необыкновенная пора.
Словно живая, чародейка-зима меняет маски и играет с нами, заставляя нас то тосковать, то восхищаться ею.
1.Тема этого стихотворения восхищение автора зимним лесом, его красотой.
2.Художественно-изобразительные средства.
Эпитеты: снежная бахрома, чудная жизнь, волшебный сон, зимнее солнце, ослепительная краса.
Сравнения: зима-чародейка.
Метафора (скрытое сравнение) : цепью пуховой, не мертвец, не живой лес.
Олицетворения: околдован зимою, вспыхнет лес.
3. Размер: двустопный хорей.
Чародейкою зимою
‘ - / ‘- / ‘ - / ‘ - /
Околдован лес стоит
В стихотворении «Чародейкою Зимою... » взгляд неподвижен,
в поле зрения находится зимний лес в целом,
и это положение не меняется от начала до конца стихотворения.
В первой строфе говорится: «...околдован, лес стоит – и ...блестит» ; вторая («И стоит он, околдован...»)