А. С. Пушкин - первый в русской литературе, кто ради права быть поэтом отказался от всякой государственной службы и полностью посвятил себя искусству. Уже по этому можно судить, насколько важно для него было определить, каково назначение поэзии и какова роль поэта. В лицейские годы под влиянием лекций профессора Куницына, бесед с Чаадаевым и будущими декабристами он видит это назначение в служении идеям свободы и уничтожения всех форм рабства. Эта мысль звучит уже в раннем стихотворении "Лицинию". В оде "Вольность" Пушкин определяет позицию поэта следующим образом:
Хочу воспеть свободу миру, На тронах поразить порок.
В это время сильна гражданская позиция Пушкина. Он мечтает, как и вся прогрессивная молодежь того времени, о переустройстве России, об освобождении народа из рабства, отмене крепостного права. В его творчестве преобладают романтические мотивы. В 1823 году поэт переживает творческий кризис. Происходит ломка мировоззрения, романтические взгляды сменяются реалистическими. В этот период появляется стихотворение "Свободы сеятель пустынный", которое предваряется библейскими строками: "Изыде сеятель сеяти семена своя". Назначение поэта - сеять добро, но лирический герой - пророк - отвечает творцу: "... Потерял я только время, благие мысли и труды... " Главным своим назначением поэт видел освобождение людей, однако людям его дары не нужны - им не нужна свобода. Слова поэта звучат издевательски:
Паситесь, мирные народы!
Мирные народв в данном случае не означают людей, живущих в мире, а скорее, смирение со своим положением рабов. Поэт не хочет служить тем, кто отказывается действовать, предпочитая влачить существование в стаде. "К чему стадам дары свободы? ". И раз так, то и поэты им не нужны. В 1826 году поэт пишет стихотворение "Пророк", в котором говорит о божественной сути поэзии, а поэта провозглашает пророком, несущим в мир божественную волю. Превращение поэта в пророка происходит не сразу, а постепенно:
Духовной жаждою томим, В пустыне мрачной я влачился.. .
Образ пустыни осмысливается поэтом иначе. Под пустыней поднимается бездушная толпа, не понять человека, поэта, утолить его духовную жажду. Эта пустыня еще и потому так мрачна, что лирический герой одинок в своих поисках неких высших истин. От других людей его отличает духовная работа. Явление шестикрылого серафима происходит тогда, когда лирический герой почти обессилел от духовной жажды. И вот тогда начинается метаморфоза:
Перстами легкими как сон Моих зениц коснулся он. Отверзлись вещие зеницы, Как у испуганной орлицы. Моих ушей коснулся он, - И их наполнил шум и звон.. .
Высокое предназначение поэта-пророка требует жертв. С пылающим углем в груди он не должен забывать о своей миссии. И вроде бы все дано лирическому герою, но нет еще главного - не коснулся его ушей глас творца: "Как труп в пустыне я лежал... " В итоговом для темы поэта и поэзии стихотворении "Я памятник себе воздвиг нерукотворный... " Пушкин видит свою заслугу в том, что в "жестокий век" "восславил.. . Свободу и милость к падшим призывал". Он не учил людей, не проповедовал - он пробуждал "чувства добрые" в их душах, стремился дать им импульс к самосовершенствованию, пробудить к жизни то доброе, что есть в каждой душе. Это и есть пушкинская формула миссии поэта и поэзии.
В драме, как и в эпосе, наличествует система персонажей, конфликты между героями, развертывающиеся в пространстве и времени, сюжет, построенный определенным образом. Драму и эпос, в отличие от лирики, роднит объективное изображение жизни — через события, поступки, столкновения, борьбу персонажей. Однако, по сравнению с эпосом, драма имеет свои особенности. По словам А. М. Горького, «пьеса — драма, комедия — самая трудная форма литературы,— трудная потому, что пьеса требует, чтобы каждая действующая в ней единица характеризовалась и словом и делом самосильно, без подсказываний со стороны автора». Естественно поэтому, писать сочинение о драматическом произведении сложнее, чем по роману или повести, так как в пьесах нет описательности, авторских пояснений, нет повествования, а характеры героев раскрываются в их речи, действиях и поступках, в конфликтных ситуациях, во взаимосвязях. Основу драмы составляет действие. В отличие от эпоса, где действие описывается как совершившееся, происходившее в действие в драме развертывается в настоящем времени, непосредственно происходит на глазах у зрителя, отличаясь активностью, непрерывностью, целеустремленностью, уплотненностью. Иначе говоря, в драме воспроизводится само действие, совершаемое героями, а не рассказывается об этом действии.
Хочу воспеть свободу миру,
На тронах поразить порок.
В это время сильна гражданская позиция Пушкина. Он мечтает, как и вся прогрессивная молодежь того времени, о переустройстве России, об освобождении народа из рабства, отмене крепостного права. В его творчестве преобладают романтические мотивы.
В 1823 году поэт переживает творческий кризис. Происходит ломка мировоззрения, романтические взгляды сменяются реалистическими. В этот период появляется стихотворение "Свободы сеятель пустынный", которое предваряется библейскими строками: "Изыде сеятель сеяти семена своя". Назначение поэта - сеять добро, но лирический герой - пророк - отвечает творцу: "... Потерял я только время, благие мысли и труды... " Главным своим назначением поэт видел освобождение людей, однако людям его дары не нужны - им не нужна свобода. Слова поэта звучат издевательски:
Паситесь, мирные народы!
Мирные народв в данном случае не означают людей, живущих в мире, а скорее, смирение со своим положением рабов. Поэт не хочет служить тем, кто отказывается действовать, предпочитая влачить существование в стаде. "К чему стадам дары свободы? ". И раз так, то и поэты им не нужны.
В 1826 году поэт пишет стихотворение "Пророк", в котором говорит о божественной сути поэзии, а поэта провозглашает пророком, несущим в мир божественную волю. Превращение поэта в пророка происходит не сразу, а постепенно:
Духовной жаждою томим,
В пустыне мрачной я влачился.. .
Образ пустыни осмысливается поэтом иначе. Под пустыней поднимается бездушная толпа, не понять человека, поэта, утолить его духовную жажду.
Эта пустыня еще и потому так мрачна, что лирический герой одинок в своих поисках неких высших истин. От других людей его отличает духовная работа. Явление шестикрылого серафима происходит тогда, когда лирический герой почти обессилел от духовной жажды. И вот тогда начинается метаморфоза:
Перстами легкими как сон
Моих зениц коснулся он.
Отверзлись вещие зеницы,
Как у испуганной орлицы.
Моих ушей коснулся он, -
И их наполнил шум и звон.. .
Высокое предназначение поэта-пророка требует жертв. С пылающим углем в груди он не должен забывать о своей миссии. И вроде бы все дано лирическому герою, но нет еще главного - не коснулся его ушей глас творца: "Как труп в пустыне я лежал... "
В итоговом для темы поэта и поэзии стихотворении "Я памятник себе воздвиг нерукотворный... " Пушкин видит свою заслугу в том, что в "жестокий век" "восславил.. . Свободу и милость к падшим призывал". Он не учил людей, не проповедовал - он пробуждал "чувства добрые" в их душах, стремился дать им импульс к самосовершенствованию, пробудить к жизни то доброе, что есть в каждой душе. Это и есть пушкинская формула миссии поэта и поэзии.