Комедия «Горе от ума» держится каким-то особняком в литературе и отличается моложавостью, свежестью и более крепкой живучестью от других произведений слова. Чацкий гремит против «века минувшего» , он начинает новый век — и в этом все его значение и весь «ум» . Чацкий рвется к «свободной жизни» , «к занятиям» наукой и искусством и требует «службы делу, а не лицам» . Он породил раскол, и если обманулся в своих личных целях, не нашел «прелести встреч, живого участья» , то брызнул сам на заглохшую почву живой водой — увезя с собой «мильон терзаний» , этот терновый венец Чацких — терзаний от всего: от «ума» , а еще более от «оскорбленного чувства» . Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей в свою очередь смертельный удар качеством силы свежей. Он вечный обличитель лжи, запрятавшейся в пословицу: «один в поле не воин» . Нет, воин, если он Чацкий, и притом победитель, но передовой воин, застрельщик и — всегда жертва. Чацкого роль — роль страдательная: оно иначе и быть не может. Такова роль всех Чацких, хотя она в то же время и всегда победительная. Но они не знают о своей победе, они сеют только, а пожинают другие — и в этом их главное страдание, то есть в безнадежности успеха. Вообще к Софье Павловне трудно отнестись не симпатично: в ней есть сильные задатки недюжинной натуры, живого ума, страстности и женской мягкости. Она загублена в духоте, куда не проникал ни один луч света, ни одна струя свежего воздуха. Недаром любил ее и Чацкий. После него она одна из всей этой толпы напрашивается на какое-то грустное чувство, и в душе читателя против нее нет того безучастного смеха, с каким он расстается с прочими лицами.
ну вот как бы цитатки из "Мильона Терзаний" которые попользовать можно
Комедия "Горе от ума" построена так, что о "веке нынешнем", об идеях социально - политических преобразований о новой морали и стремлении к духовной и политической свободе на сцене говорит лишь Чацкий. Он - тот "новый человек", который несет в себе "дух времени", идею жизни, цель которой - свобода. Но Чацкий на три важнейших года исчезает из российской действительности. За эти три года утихло послевоенное ликование, поэзия ратных подвигов сменилась прозой обыденных дел. И большинство радо вернуться к довоенным заботам: карьера, протекции, доходы и т.п. Воротившись в Россию и попав "с корабля на бал", Чацкий так до конца и не разобрался, что в Москве жизнь вошла в прежние довоенные "берега", что москвичи этим довольны и лишь он находится в плену прежних иллюзий близких и реальных перемен. В образе Чацкого ограждены черты декабриста эпохи 1816 -18 годов. В это время российский гражданин передовых убеждений не стремился к активной революционной деятельности, к свержению монархии и тому подобному. Прежде всего, он желал исполнить свой долг перед Отечеством, желал честно служить ему. Именно поэтому за три года до описанных в комедии событий Чацкий, "обливаясь слезами", расстался с Софьей и отправился в Петербург. Пологому же и оборвалась блестяще начатая карьера: "Служить бы рад, прислуживаться тошно". В этой формулировке Чацкого важны и значимы обе части: он рад бы служить, он жаждет этого. Но Государству, оказывается, не нужно самоотверженное служение, оно требует прислуживания. И Чацкий оставляет столицу. Он пытается служить Отечеству иначе: "славно пишет, переводит". Неслучайны эти слова Фамусова, ведь не водевили же будет писать и переводить пылкий Чацкий, мечтающий об общественном служении! Убеждения героя не всегда высказываются им прямо в монологах - как неприятие крепостного права, протекционизма, негодование по поводу засилья иностранцев и преклонения перед ними. Из соображений цензуры Грибоедов часто позволяет герою лишь намекнуть на важнейшие свои идеи. Так, несколько раз скажет Чацкий о жизни в деревне как о более нравственной. И речь здесь не о возвращении к природе (проповедь Руссо) , но о моральном долге помещика по отношению к крепостным (вспомните, кстати, что этот путь избрал двоюродный брат Скалозуба, неожиданно оставивший службу, когда "чин следовал ему") . Просвещение, за которое ратует Чацкий, вызывает бурный гнев фамусовского общества: "Забрать все книги бы да сжечь! " Просвещение для эпохи Чацкого неотделимо от гражданского воспитания, важнейший его элемент - проповедь свободы. Вот почему так негодует свет. И такие намеки рассыпаны по всему тексту комедии. Итак, Чацкий - новый человек Его идейные убеждения рождены духом перемен, тем веком нынешним", который пытались приблизить лучшие люди России. "Его идеал свободной жизни определен: это свобода от всех.. цепей рабства которыми оковано общество, а потом свобода - вперить в науки "ум, алчущий познаний", или беспрепятственно предаваться "искусствам творческим, высоким и прекрасным", - свобода служить или не служить, жить в деревне или путешествовать"... -так объясняет Гончаров в статье "Мильон терзаний", какое содержание вкладывал Чацкий (и идейно близкие ему люди) в понятие "свобода". Но в тоталитарном государстве вопрос "служить или не служить, жить в деревне или путешествовать" выходит за рамки проблемы личной свободы. Личная жизнь гражданина неотделима от его политических убеждений, и стремление жить по-своему, наперекор норме, уже само по себе есть вызов. В образе Чацкого отразился тот восторг, который испытало русское общество, почувствовав себя фигурой исторической, победителем самого Наполеона. Это - то новое, что появилось в социальной жизни России, что стало залогом будущих преобразований.
Чацкий гремит против «века минувшего» , он начинает новый век — и в этом все его значение и весь «ум» . Чацкий рвется к «свободной жизни» , «к занятиям» наукой и искусством и требует «службы делу, а не лицам» . Он породил раскол, и если обманулся в своих личных целях, не нашел «прелести встреч, живого участья» , то брызнул сам на заглохшую почву живой водой — увезя с собой «мильон терзаний» , этот терновый венец Чацких — терзаний от всего: от «ума» , а еще более от «оскорбленного чувства» .
Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей в свою очередь смертельный удар качеством силы свежей. Он вечный обличитель лжи, запрятавшейся в пословицу: «один в поле не воин» . Нет, воин, если он Чацкий, и притом победитель, но передовой воин, застрельщик и — всегда жертва. Чацкого роль — роль страдательная: оно иначе и быть не может. Такова роль всех Чацких, хотя она в то же время и всегда победительная. Но они не знают о своей победе, они сеют только, а пожинают другие — и в этом их главное страдание, то есть в безнадежности успеха.
Вообще к Софье Павловне трудно отнестись не симпатично: в ней есть сильные задатки недюжинной натуры, живого ума, страстности и женской мягкости. Она загублена в духоте, куда не проникал ни один луч света, ни одна струя свежего воздуха. Недаром любил ее и Чацкий. После него она одна из всей этой толпы напрашивается на какое-то грустное чувство, и в душе читателя против нее нет того безучастного смеха, с каким он расстается с прочими лицами.
ну вот как бы цитатки из "Мильона Терзаний" которые попользовать можно
Из соображений цензуры Грибоедов часто позволяет герою лишь намекнуть на важнейшие свои идеи. Так, несколько раз скажет Чацкий о жизни в деревне как о более нравственной. И речь здесь не о возвращении к природе (проповедь Руссо) , но о моральном долге помещика по отношению к крепостным (вспомните, кстати, что этот путь избрал двоюродный брат Скалозуба, неожиданно оставивший службу, когда "чин следовал ему") .
Просвещение, за которое ратует Чацкий, вызывает бурный гнев фамусовского общества: "Забрать все книги бы да сжечь! " Просвещение для эпохи Чацкого неотделимо от гражданского воспитания, важнейший его элемент - проповедь свободы. Вот почему так негодует свет. И такие намеки рассыпаны по всему тексту комедии.
Итак, Чацкий - новый человек Его идейные убеждения рождены духом перемен, тем веком нынешним", который пытались приблизить лучшие люди России. "Его идеал свободной жизни определен: это свобода от всех.. цепей рабства которыми оковано общество, а потом свобода - вперить в науки "ум, алчущий познаний", или беспрепятственно предаваться "искусствам творческим, высоким и прекрасным", - свобода служить или не служить, жить в деревне или путешествовать"... -так объясняет Гончаров в статье "Мильон терзаний", какое содержание вкладывал Чацкий (и идейно близкие ему люди) в понятие "свобода".
Но в тоталитарном государстве вопрос "служить или не служить, жить в деревне или путешествовать" выходит за рамки проблемы личной свободы.
Личная жизнь гражданина неотделима от его политических убеждений, и стремление жить по-своему, наперекор норме, уже само по себе есть вызов.
В образе Чацкого отразился тот восторг, который испытало русское общество, почувствовав себя фигурой исторической, победителем самого Наполеона. Это - то новое, что появилось в социальной жизни России, что стало залогом будущих преобразований.