По горизонтали: 5. Кто оставил детям «все их крестьян ское хозяйство»? 6. Как автор называет мальчика, шедшего
между сказочных старушек-елок, когда «одна вдруг поду
нимается, как будто хочет... палкой ударить по голове,
8. Что случилось в жизни Травки два года назад? 11. Часть
дерева, которая утром в сосновом бору напоминала зажжен
ную свечу. 14. Кто отдал целебную ягоду гленинградским де,
тям? 15. Как называли Митрашу между собой учителя в шко
ле, добавляя при этом — «в мешочке»? 16. Все Животные
которых «в предрассветный час» выгоняла Настя с хворости:
ной в руке. 17. «Топкое место в болоте, все равно, что про се
рубь на льду». 20. Кто утром заревел на дворе так, что соседи
«пришли посмотреть, не случилось ли какой беды у детей»?
22. Что услышала Травка на болоте, с чем не могло сравнить
ся сникакое чудо природы»? 23, Обитатель леса, в которого
стала превращаться Травка, когда умер Антипыч и ей нужно
было «жить для себя» 26. Что хранилось в яме возле сторож
ки Антипыча до того, как там поселилась собака?. 27. Сказоч,
ное уродливое существо, за которое можно было принять лон
ся, глядя, как толстые губы, «пришлепнулись к дереву»
28. Настоящее имя собаки, которое вспомнил Митраша
По вертикали: 1. Крайне ветхая, изорванная одежда Митра-
ши, с которой он стряхнул грязь, когда вылез из топкого
Павел Константинович Алехин,главный герой рассказа, благородное существо,не благородный человек,а именно существо.Человек,запечатавший свои чувства в футляр,скрыв правду от окружающих.Для детей и взрослых он был благородным существом,ему радовались,его ждали,он вносил ощущение праздника и уверенного спокойствия окружающим,а сам он чувствовал боль,его сердце разрывалось от любви,а признание разрушило бы счастье семьи и принесло горе мужу,детям и матери Анны Алексеевны. Он не жил,а лишь существовал,боясь открыть свои чувства ,Алехин мучился и страдал.
Анна Алексеевна Луганович зачастила в гости к сестре и матери,ей не хотелось видеть мужа с детьми,ощущение испорченной жизни,разочарования и было дурным настроением.Дурное настроение-это раздражение,язвительность,насмешливый тон в отношении Алехина,сознание несчастной жизни,безысходности положения приносят страдания и душевную боль Анне.
Понятия о нравственности,моральных законах не дали Анне и Алехину быть вместе,но любовь -это чувство безграничное и не подчиняется людским законам,сносит все преграды на пути,но герои поняли это слишком поздно,их сомнения были напрасны,а признание в любви и осознание ничтожности помех быть вместе делают их последнюю встречу полной новой боли.Алехин остаётся одиноким и безрадостным "благородным существом",а Анна покидает его навсегда ,"в дурном настроении",печальная и несчастная.Жизнь "в футляре" неискренняя,лишена чувств и эмоций,переживаний,но Алёхин сознательно жертвует любовью,в угоду мнению окружающих и репутации.
ГБОУ гимназия №73 «Ломоносовская гимназия»
Учитель русского языка и литературы Макарова Ульяна Федоровна
Технологическая карта урока литературы
в 5 классе на тему: «Образ отца в произведении В.Голявкина «Мой добрый папа»
Тип урока: урок внеклассного чтения
Цели урока:
Предметные: 1. Формировать умение анализировать художественный текст 2. Развивать устную и письменную грамотную речь 3. Развивать навык пересказа текста, поиска информации. 4. Формировать умение анализировать образ персонажа.
Метапредметные: 1. Формировать умения анализировать информацию, выделять главное. 2. Развивать логическое мышление.
Личностные: 1. Формировать умение выражать свое мнение, сопоставлять его с мнением других 2. Формировать умение видеть свои ошибки и относится к ним как к неизбежным рабочим моментам. 3. Формировать представление о доброте и самопожертвовании.
Задачи урока: 1. Выявить основную идею произведения. 2. Проанализировать реализацию идеи в сюжетной линии разных героев, оформить анализ в виде таблицы 3. Обозначить проблему произведения. 4. Найти решение проблемы, которое предлагает автор тексте произведения.
Этапы урокаДеятельность учителя
Деятельность учащихся
Регламент
Икт
Ожидаемые результаты
1.Орг.момент
Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно – значимом уровне.
Приветствие.
- Ребята, вы прочитали произведение В.Голявкина «Добрый папа». Сегодня мы с вами поговорим о том, какую идею, основную мысль выразил автор в этом тексте.
- Вспоминают общее впечатление от текста
- настраиваются на урок
2 мин
Коммуникативные УУД:
Готовность к уроку, психологический, эмоциональный настрой
2.Актуализация знаний. Постановка цели урока.
Цель этапа: актуализация и личностное восприятие. Целеполагание.
- Эта идея заключается в самом названии. Как вы думаете, какое слово для произведения – самое важное, ключевое?
- Как бы определили главную идею произведения?
Доброта в жизни человека. Как она проявляется? Имеет ли она ценность?
Об этом мы и поговорим сегодня.
- отвечают на вопросы
- Формулируют идею произведения и цель урока.
3 мин
Личностные УУД:
Формирование эмоционально-оценочного отношения к произведению.
Регулятивные УУД
1. Самостоятельно
формулировать тему, проблему и цели урока.
3. Осмысление.
Работа по теме урока, углубление знания и понимания прочитанного.
Давайте проанализируем, как в рассказе проявляется доброта. Какие добрые дела совершает папа и как на них реагируют другие герои. Одинакова ли эта реакция?
Для того, чтобы ответить на эти вопросы, давайте заполним следующую таблицу:
- отвечают на вопросы
- заполняют таблицу в тетради (вспоминают эпизоды, зачитывают фрагменты текста)
15 мин
Познавательные УУД:
Излагать содержание текста подробно, сжато,
выборочно.
Анализировать эпизоды, выделять главное.
Сопоставлять героев, анализировать их жизненную позицию.
Коммуникативные УУД:
формирование навыков речевой деятельности.
Добрые дела в произведении
Разрешил детям купить таз мороженогоочень радуются
Принес ящик мандаринов
очень радуются
Ради прогулки готов был пожертвовать сном