По изданию ''Портрет"
1.Над чем смеется Н.Гоголь в экспозиции? Какая интонация доминирует?
2.Назови событие,которое является завязкой.
3.Как охарактеризован Чартков в момент приобретения портрета?
4.Что заставило Чарткова купить портрет ростовщика?
5.Какие изменения происходят с Чартковым и окружающим его миром после
приобретения портрета?
6.Как меняется мир вокруг него?
продолжает историю России М. Ю. Лермонтов в своей « Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова.»
В ней описаны времена правления Ивана IV Грозного (1533 – 1584 гг.
), в которые была установлена опричнина, страшные времена, когда в качестве протеста против опричников, призванных «грызть» царских изменников и «выметать» из государства измену (в знак этого опричники прикрепляли у седла лошади голову собаки и метлу) сложил с себя сан митрополит Афанасий, когда нового митрополита Филиппа Колычева ( за смелость в речах) задушил ближайший царя Малюта Скуратов.
Когда М. Ю. Лермонтов писал это произведение, «…в его памяти возникла та правда, которая стала для него жить в самую раннюю пору – в Тарханах, в старых тарханских песнях», — говорил известный лермонтовед С. А. Андреев – Кривич, долгое время изучавший в селе Тарханы фольклор. В. Г. Белинский резюмировал:
— «Песня про купца Калашникова»… представляет собою факт в кровном родстве духа поэта с народным духом.»
Царствование Бориса Годунова (1598 – 1605 гг.) отражено А. С.
Пушкиным в драме «Борис Годунов», где ярко и выпукло изображены и образ царя Бориса – умного, дальновидного властителя, завоевавшего престол хитростью и энергией, и образ Самозванца.
Этот пылкий юноша – Григорий – страстно рвётся из стен Чудова монастыря в большой мир, к власти, обнаруживая при этом смелость, ум дипломата.
Но и для Бориса, и для Гришки дорога к власти лежит через насилие, через преступление. Народ, со свойственным ему нравственным сознанием, осуждает и того, и другого…
Ко временам правления Петра I (1682 – 1725 гг.), который был для А. С. Пушкина любимым историческим деятелем, поэт обращается в поэмах «Полтава» и «Медный всадник». В «Полтаве» описывается победа Петра I над шведами, вторгшимися в Россию в 1709 г., поэтически описан Полтавский бой, его напряжённые моменты, описан гордый и могучий облик Петра I, его отвага и великодушие к побеждённым.
«Медный всадник» воспевает град Петров – Петербург:
Анализ стихотворения Фета Добро и зло
Стихотворение настраивает на философский лад. В мире господствуют материальное и духовное. Добро и зло равноправно и безгранично. Зло объемлит человека, добро - «душа и мысль моя».
Во втором четверостишии Фэт даёт объяснение, как устроено мироздание. Для этого используется неординарное сравнение. Как в малом, капле росы, отражается великое - солнце, так и в душе человека отражается картина мироздания. Надо лишь немного углубиться в свои мысли, свою душу». «Глубина заветная» и есть такая непонятная всему миру загадочная русская душа.
В следующем четверостишии поэт наставляет молодых, предлагает им встать на путь добра. Земные блага можно получить только тогда, когда трудишься постоянного, не разгибая спины, до седьмого пота. Но даже не вздумай, ни на минуту считать себя божеством.
Когда приходит вдохновенье, смахни пот со лба, но различай где добро, а где - зло. Грань где добро, а где зло - очень тонкая. И её сложно определить. Поэтому, часто люди выбирают боле простой путь, испытывают страх идти по сложной дороге, дороге добра. Ведь этот путь требует отказа от чего-либо, умения приложить массу усилий.
В следующих четверостишиях поэт утверждает, что от сильных людей зависит судьба человечества. И им надо более ответственно относиться к добру.
Так всё-таки, что же есть добро и есть зло? Лучше быть правым или добрым? Добро и зло не разделимы, как день и ночь, как свет и мрак. Надо ли их различать и стоит ли этим заниматься. Вот о чём данное стихотворение.
Художественные средства по плану