В творчестве Н. В. Гоголя образы персонажей раскрываются достаточно своеобразно: нет описания внешности главных персонажей, зато подробно изображен какой-нибудь второстепенный. Особенно специфика гоголевского творчества проявляется в отношении приемов, то есть создания образа персонажа. Основные средства, которыми пользуется автор при изображении героя: – портрет глазами автора – портрет глазами героя – обобщение/ типизация – предварение событий в портрете – сравнение – ассоциация – противопоставление – навязанные и повторяющиеся детали – соотнесение с животным – Следует также оговорить, что этим приёмам, как правило, сопутствуют другие средства, которые характерны не столько для отдельных эпизодов, сколько для всего произведения — это гротеск и ирония.
11 главу Н.В. Гоголь начинает со слов: «Очень сомнительно, чтобы избранный нами герой понравился читателям». Гоголь сам говорит нам, что не взял в герои «добродетельного человека», и сразу оговаривает, что его герой -- подлец, объясняя это тем, что «пора наконец дать отдых бедному добродетельному человеку». Таким образом, мы слышим голос автора, его мнение о своем герое.
Характеризуя Чичикова, автор не дает его четкого портрета, что свидетельствует о неоднозначности личности Павла Ивановича. В детстве отец дал ему наказ: «Учись, не дури и не повесничай, а больше всего угождай учителям и начальникам. А больше всего береги и копи копейку: эта вещь надежнее всего на свете». И Чичиков, освоив науку «как понравиться», придерживался советов отца всю жизнь. Он льстил и угождал всем людям, которые могли бы принести ему пользу в жизни.
Речь Чичикова полностью отражает его характер. Он разговаривает с высшими по чину льстиво, но он выражает свою лесть не прямо, ведь чиновники не понимали его услужливости. Чичиков-дипломат, у него все подсчитано и спланировано в жизни. Чичиков даже смог привлечь к себе расположение престарелого повытчика, который был «образом какой-то каменной бесчувственности».
Автор описывает действительность, окружающую Чичикова и его поведение в ней. Он «должен был вначале протираться в грязном обществе, но в душе всегда сохранял чистоту, любил, чтобы в канцеляриях были столы из лакированного дерева и все бы было благородно». Эта обстановка полностью отражает характер героя, который, несмотря на неблагоприятные условия, все же мечтает о богатой жизни.
Характер героя мы можем разглядеть в деталях, вообще, Гоголь - мастер изображать детали. Вот голландские рубашки, а вот французское мыло - эти мелочи дают нам понять, что Чичиков любит дорогие вещи, в которых раньше он себе отказывал.
Во всем произведении и в частности в одиннадцатой главе мы наблюдаем контраст, который является основным приемом изображения. «Местечко досталось ему ничтожное, жалованья тридцать или сорок рублей в год. А все, что ни отзывалось богатством и довольством, производило на него впечатление, непостижимое им самим». Контраст мы видим и в канцелярии, где работает Чичиков: его окружали грубые, «нализавшиеся» чиновники, в то время, как он сам всегда обладал «взрачностью лица и приветливостью голоса», никогда Чичиков не употреблял и крепкие напитки. Невозможно было не заметить Чичикова среди других чиновников, что, конечно, было ему очень выгодно. Словом, сам Чичиков был личностью контрастной и неоднозначной, его характерная черта - многогранность, он мог отказывать себе во всем, чтобы получить это все в будущем, мог угождать человеку, а добившись своего, мог уже не любезничать с ним. Сам Гоголь говорил, что такую натуру понять весьма трудно и сложно.
В творчестве Н. В. Гоголя образы персонажей раскрываются достаточно своеобразно: нет описания внешности главных персонажей, зато подробно изображен какой-нибудь второстепенный. Особенно специфика гоголевского творчества проявляется в отношении приемов, то есть создания образа персонажа. Основные средства, которыми пользуется автор при изображении героя: – портрет глазами автора – портрет глазами героя – обобщение/ типизация – предварение событий в портрете – сравнение – ассоциация – противопоставление – навязанные и повторяющиеся детали – соотнесение с животным – Следует также оговорить, что этим приёмам, как правило, сопутствуют другие средства, которые характерны не столько для отдельных эпизодов, сколько для всего произведения — это гротеск и ирония.
11 главу Н.В. Гоголь начинает со слов: «Очень сомнительно, чтобы избранный нами герой понравился читателям». Гоголь сам говорит нам, что не взял в герои «добродетельного человека», и сразу оговаривает, что его герой -- подлец, объясняя это тем, что «пора наконец дать отдых бедному добродетельному человеку». Таким образом, мы слышим голос автора, его мнение о своем герое.
Характеризуя Чичикова, автор не дает его четкого портрета, что свидетельствует о неоднозначности личности Павла Ивановича. В детстве отец дал ему наказ: «Учись, не дури и не повесничай, а больше всего угождай учителям и начальникам. А больше всего береги и копи копейку: эта вещь надежнее всего на свете». И Чичиков, освоив науку «как понравиться», придерживался советов отца всю жизнь. Он льстил и угождал всем людям, которые могли бы принести ему пользу в жизни.
Речь Чичикова полностью отражает его характер. Он разговаривает с высшими по чину льстиво, но он выражает свою лесть не прямо, ведь чиновники не понимали его услужливости. Чичиков-дипломат, у него все подсчитано и спланировано в жизни. Чичиков даже смог привлечь к себе расположение престарелого повытчика, который был «образом какой-то каменной бесчувственности».
Автор описывает действительность, окружающую Чичикова и его поведение в ней. Он «должен был вначале протираться в грязном обществе, но в душе всегда сохранял чистоту, любил, чтобы в канцеляриях были столы из лакированного дерева и все бы было благородно». Эта обстановка полностью отражает характер героя, который, несмотря на неблагоприятные условия, все же мечтает о богатой жизни.
Характер героя мы можем разглядеть в деталях, вообще, Гоголь - мастер изображать детали. Вот голландские рубашки, а вот французское мыло - эти мелочи дают нам понять, что Чичиков любит дорогие вещи, в которых раньше он себе отказывал.
Во всем произведении и в частности в одиннадцатой главе мы наблюдаем контраст, который является основным приемом изображения. «Местечко досталось ему ничтожное, жалованья тридцать или сорок рублей в год. А все, что ни отзывалось богатством и довольством, производило на него впечатление, непостижимое им самим». Контраст мы видим и в канцелярии, где работает Чичиков: его окружали грубые, «нализавшиеся» чиновники, в то время, как он сам всегда обладал «взрачностью лица и приветливостью голоса», никогда Чичиков не употреблял и крепкие напитки. Невозможно было не заметить Чичикова среди других чиновников, что, конечно, было ему очень выгодно. Словом, сам Чичиков был личностью контрастной и неоднозначной, его характерная черта - многогранность, он мог отказывать себе во всем, чтобы получить это все в будущем, мог угождать человеку, а добившись своего, мог уже не любезничать с ним. Сам Гоголь говорил, что такую натуру понять весьма трудно и сложно.