В рассказе Константина Станюковича "Максимка", как и во многих других его произведениях, прослеживается тема военно-морского флота. Сюжет Действия происходят во время длительного плавания русского военного корабля – клипера «Забияка» в Атлантическом океане. Основные персонажи: Максимка – чернокожий мальчик; матрос Иван Лучкин; мичман Петенька, выступивший в роли переводчика; плотник Захарыч; большая команда матросов, доктор, боцман, офицер, капитан корабля. Команда матросов дрейфующего в океане негритянского мальчика (арапчонка). Выясняется, что мальчик был рабом капитана на американском корабле, где к нему очень плохо относились. Кроме того, капитан занимался незаконной торговлей чернокожими людьми. Тот американский корабль потерпел крушение. Арапчонку повезло остаться в живых. Русские матросы прониклись к мальчику сочувствием, ведь он был сиротой и никогда не знал доброго отношения. Более всего проникся к мальчику Иван Лучкин; он назвал его Максимкой и вскоре полюбил как собственного сына. Экипажем клипера было принято решение окрестить Максимку и оставить его на корабле в качестве юнги. Чему учит рассказ «Максимка» Рассказ учит доброте и милосердию, а также тому, что нельзя разделять людей по цвету кожи или материальному достатку. Чернокожий мальчик не заслужил такое отвратительное отношение американского капитана, он был виноват только лишь в том, что родился не белым. В произведении ощущается мощный дух русских людей. Матросы сильные, волевые люди, но в то же время добрые и умеющие сострадать; многим из них так же, как и Максимке знакомы лишения и страдания. Они понимают, что чувствует этот запуганный ребенок, и поэтому стараются сделать все для его благополучия. Также рассказ учит тому, что если появляется цель и смысл в жизни, то человек ради этой цели может измениться. Так происходит с матросом Лучкиным. Всю свою жизнь он был пьяницей, не имеющим ничего стоящего. Когда же в его жизни появляется Максимка, матрос принимает решение измениться. Ему теперь есть для кого стараться быть лучше; он становится более ответственным. В конце рассказа говорится о том, что Лучкин перестал пропивать вещи, а стал пить «с рассудком».
Саввин был пожилым моряком, он служил инженер-электриком на одном нашем черноморском крейсере. Будучи ранен в морском сражении в ногу, он теперь залечивал рану в тихом далеком тылу.
Он был моряк старый, храбрый и добрый; небольшого роста, он раздался, однако, в ширину — в прочные кости и мускулы, не потратив силы в напрасный рост вверх. Слегка багровое лицо его, точно раз навсегда заржавленное, постоянно имело угрюмое выражение, сохраняя невидимыми за мрачным лицом доброту его сердца и кроткий нрав. Говорил он хриплым внутренним голосом, будто слова у него рождались не во рту, а в глубине живота, но говорил он редко, любя больше слов безмолвие, наблюдение и размышление. Это был обыкновенный моряк, потому что таких людей много среди русских моряков, и я в начале нашего знакомства был равнодушен к нему: «Еще один добряк и пьяница», — подумал я про него.
Но я ошибся. Морской инженер Семен Васильевич Саввин лишь изредка выпивал, но постоянно...
Сюжет
Действия происходят во время длительного плавания русского военного корабля – клипера «Забияка» в Атлантическом океане.
Основные персонажи:
Максимка – чернокожий мальчик;
матрос Иван Лучкин;
мичман Петенька, выступивший в роли переводчика;
плотник Захарыч;
большая команда матросов, доктор, боцман, офицер, капитан корабля.
Команда матросов дрейфующего в океане негритянского мальчика (арапчонка). Выясняется, что мальчик был рабом капитана на американском корабле, где к нему очень плохо относились. Кроме того, капитан занимался незаконной торговлей чернокожими людьми.
Тот американский корабль потерпел крушение. Арапчонку повезло остаться в живых. Русские матросы прониклись к мальчику сочувствием, ведь он был сиротой и никогда не знал доброго отношения. Более всего проникся к мальчику Иван Лучкин; он назвал его Максимкой и вскоре полюбил как собственного сына. Экипажем клипера было принято решение окрестить Максимку и оставить его на корабле в качестве юнги.
Чему учит рассказ «Максимка»
Рассказ учит доброте и милосердию, а также тому, что нельзя разделять людей по цвету кожи или материальному достатку. Чернокожий мальчик не заслужил такое отвратительное отношение американского капитана, он был виноват только лишь в том, что родился не белым.
В произведении ощущается мощный дух русских людей. Матросы сильные, волевые люди, но в то же время добрые и умеющие сострадать; многим из них так же, как и Максимке знакомы лишения и страдания. Они понимают, что чувствует этот запуганный ребенок, и поэтому стараются сделать все для его благополучия.
Также рассказ учит тому, что если появляется цель и смысл в жизни, то человек ради этой цели может измениться. Так происходит с матросом Лучкиным. Всю свою жизнь он был пьяницей, не имеющим ничего стоящего. Когда же в его жизни появляется Максимка, матрос принимает решение измениться. Ему теперь есть для кого стараться быть лучше; он становится более ответственным. В конце рассказа говорится о том, что Лучкин перестал пропивать вещи, а стал пить «с рассудком».
Платонов Андрей
Броня
Саввин был пожилым моряком, он служил инженер-электриком на одном нашем черноморском крейсере. Будучи ранен в морском сражении в ногу, он теперь залечивал рану в тихом далеком тылу.
Он был моряк старый, храбрый и добрый; небольшого роста, он раздался, однако, в ширину — в прочные кости и мускулы, не потратив силы в напрасный рост вверх. Слегка багровое лицо его, точно раз навсегда заржавленное, постоянно имело угрюмое выражение, сохраняя невидимыми за мрачным лицом доброту его сердца и кроткий нрав. Говорил он хриплым внутренним голосом, будто слова у него рождались не во рту, а в глубине живота, но говорил он редко, любя больше слов безмолвие, наблюдение и размышление. Это был обыкновенный моряк, потому что таких людей много среди русских моряков, и я в начале нашего знакомства был равнодушен к нему: «Еще один добряк и пьяница», — подумал я про него.
Но я ошибся. Морской инженер Семен Васильевич Саввин лишь изредка выпивал, но постоянно...