А. п. чехов — один из величайших мастеров короткого рассказа. никто не мог так искусно, как он, продолжить тему “маленького человека”, его мелких проблем, быта, показать проблему человеческого бытия.серость, мелочность, мещанство, “футлярная жизнь” — все то, что так ненавидел чехов, непримиримым врагом чего являлся, поглотили общество конца xix века, проникли во все стороны человеческой жизни. именно этому посвящена трилогия, состоящая из рассказов “человек в футляре”, “крыжовник”, “о любви”.в последнем рассказе чеховым ставится вечный вопрос: что важнее для человека — личное счастье или устоявшаяся, привычная, порой бессмысленная жизнь. выбор, сделанный героями рассказа алехиным и анной алексеевной, их отказ от любви ради повседневной жизни, характеризуют взгляды всего общества того времени.то, что алехин и анна алексеевна полюбили друг друга, не вызывает удивления. два образованных добрых человека, одинаково неудовлетворенных сложившейся жизнью, не могли не увидеть друг в друге близкого человека. но ни у алехина, ни у анны алексеевны не хватило мужества отказаться от привычного уклада, что-то изменить в себе. алехин, человек городской, привычный к общению с образованными людьми, к умственному труду, живет в деревне, занимается сельским хозяйством работает в поле вместе с мужиками, у него не остается времени даже на чтение газет. сначала он вынужден заниматься имением, чтобы расплатиться с долгами отца, но потом такая жизнь становится для него привычной и алехин не хочет ее менять. поэтому он отказывается от любви анны алексеевны, и в то же время оправдывает этот отказ своей рутинной жизнью: “она пошла бы за мной, но куда? куда бы я мог увести ее? другое дело, если бы у меня была красивая, интересная жизнь, если б я, например, боролся за освобождение родины или был знаменитым ученым, артистом, художником, а то ведь из одной обычной будничной обстановки пришлось бы увлечь ее в другую такую же или еще более будничную”. но никаких попыток изменить свою “футлярную жизнь” алехин не предпринимает.анна алексеевна несчастна по-своему: нелюбимый, духовно неразвитый муж, серая будничная жизнь, которая не оставляет никаких впечатлений, угасающая, никем не признанная красота. в лице алехина она находит духовно близкое, понимающее ее существо, но признаться ему в любви, а тем более быть с ним, она не может: ее так же не пускает “футляр”.о ничтожности человека перед условностями общества алехин говорит еще в начале рассказа, когда передает любви повара никанора и пелагеи.пелагея любит никанора, но не хочет выходить за него замуж, потому что он пьяница и “буйного нрава”, она предпочитает “жить так”. но никанор, ссылаясь на “набожность” и “религиозные убеждения”, хочет жениться на пелагее. на самом деле он боится идти против устоев общества и “набожность” его — это страх не перед богом, а перед людским судом.человек загнан обществом в “футляр”. и особенно хорошо чехов демонстрирует это на примере алехина, который, казалось бы, хочет изменить свою однообразную жизнь, вырваться из “футляра”, но в то же время не решается расстаться со спокойствием и удобствами устоявшейся жизни.анна алексеевна тоже предпочитает “футлярное” существование и не решается на перемены. она хочет любви, но серая, привычная жизнь с мужем и детьми ближе и понятнее ей, чем новая, в которой, скорее всего, она будет отвергнута обществом, не прощающим любых попыток разрушить существующие порядки. анна алексеевна злиться из-за нерешительности и на себя и на алехина. она становится раздражительной и, наконец, вынуждена лечиться от нервной болезни. лишь предстоящая разлука заставляет анну алексеевну и алехина признаться друг другу в любви, но делают они это, понимая, что их признания уже не смогут ничего изменить.после отъезда анны алексеевны алехин продолжает жить по-прежнему, и ему остается лишь сожалеть о несостоявшемся счастье.герои чехова часто вызывают у читателей двоякое чувство: негодования и жалости. в этом раскрывается умение писателя изображать человека во всех его проявлениях. алехина и анну алексеевну нельзя однозначно определить как положительных или отрицательных героев. сложность характеров свойственна почти всем чеховским персонажам.тема “футлярной жизни” является одной из основных в творчестве а. п. чехова. рассказы а” п. чехова до сих пор не потеряли своей остроты и актуальности. многие из нас живут в своем “футляре” и редко пытаются что-то изменить. произведения а. п. чехова заставляют задуматься: правильно ли мы живем и действительно ли нам нужна такая жизнь.
Учитель. Тема сегодняшнего урока – "Три встречи Гринёва с Пугачёвым. Образы – символы в романе".
Сегодня на уроке мы рассмотрим 3 встречи Гринёва с Пугачёвым, поразмышляем над авторской мыслью, попробуем понять особенности мастерства писателя. А вы расскажете, к каким выводам пришли.
Итак, удачи всем в работе! Запишите в тетради число, тему урока.
2. Ревизия знаний
Произведениям Пушкина свойственны символические образы. И роман «Капитанская дочка» не исключение.
Презентация. Слайд 1.
Учитель. Что же такое символ? С этим термином мы уже сталкивались, вспомните, в каких произведениях?
Презентация. Слайд 2.
Ученики. В рассказах А.П. Чехова. Например, шинель Червякова. Он умер прямо в ней, шинель – символ его пресмыкательства, его страха.
Ученики. Шинель - символ деления людей на низших и высших, шинель на Червякове мёртвом означает, что человек в нём давно умер, остался только чин.
Учитель. Какие чеховские символы вы ещё можете привести в качестве примера?
Ученики. В рассказе «Хамелеон» решето с конфискованным крыжовником, шинель Очумелова, палец Хрюкина.
Учитель. Итак, символ - многозначный образ.
3. Выдвижение гипотезы
Учитель. Итак, символ - многозначный образ. Наша задача - выяснить, для чего А.С. Пушкин использовал символы в произведении «Капитанская дочка»?
Ваше предположение?
Ученики. Пушкин вводит их для того, чтобы ярче показать характеры героев.
Учитель. Да, видимо, это так, ведь главная задача писателя – раскрыть характеры персонажей, показать их мысли, чувства. Будем записывать выводы в наших тетрадях по двум героям: Гринёву и Пугачёву.
4. Групповая работа (домашнее задание)
Учитель. Итак, давайте вспомним 3 встречи Петра Гринёва с Пугачёвым, расшифруем образы-символы романа, как они выявляют черты характера персонажей.
Рассмотрим первую встречу Гринёва с Пугачёвым.
Посмотрим, к каким выводам пришли участники 1 группы.
Что подчёркивает метель? Как характеризует Гринёва, Пугачёва?
ответы участников 1 группы:
Пётр Гринёв настаивает на поездке, несмотря на уговоры ямщика и Савельича, и вдруг “облачко обратилось в белую тучу, которая тяжело подымалась, росла и постепенно облегала небо. Пошел мелкий снег — и вдруг повалил хлопьями. Ветер завыл; сделалась метель». Метель подчёркивает «блуждания» Гринёва, он перед этим проиграл деньги, сбился с дороги в прямом и переносном смысле.
Метель - образ-символ романа, он связан не только с Гринёвым, заблудившемся в непогоду, но и с Пугачёвым, ведь впервые на страницах произведения он появляется во время снежного бурана, чуть не погубившего Петра Гринёва. Автор так твёрдо связывает вождя народа с этой снежной стихией, вихрем, что даже пренебрегает хронологией: метель случилась в начале сентября, что не совсем правдоподобно.
Метель – стихия природы, этот образ - символ перемен, бунта, крушения чего-то, символ протеста, когда человек может погибнуть, восстание Пугачёва – стихийный протест народа, грозное событие.
Мы думаем, что герои проявили такие качества (записываем в таблицу):
развернуть таблицу
Гринёв
Пугачёв
Ребячество, самонадеянность
сметливость, природный ум, уверенность.
развернуть таблицу
Учитель. Кстати, речь в произведении ведётся и о дворянах. А дворяне связаны с образом осени. Помните, генерал подвязывает яблони в саду, когда Пугачёв уже в Белогорской крепости, в ней снег, а в 40 км – угасает осень. Что символизирует осень?
Ученики. Видимо, слабость, угасание дворянства.
Ученики 1 группы. Следующий образ – дорога: «Дорога-то здесь, я стою на твёрдой полосе». Кто говорит? – Пугачёв. А что такое дорога? А вспомните еще: заблудился в пути, сбился с пути, найти верный путь…
Дорога – это путь человека, какой он выбирает, поэтому и говорится, что сбился с пути, ведь Гринёв проиграл деньги Зурину, накричал на Савельича, вёл себя не лучшим образом.
Ученики 1 группы. Есть ещё один образ-символ. Выводит Гринёва и Савельича к постоялому двору не просто мужик, а Вожатый. Он, будущий вождь восстания Пугачёв, уже проявляет лидерские качества: умение убеждать, внушать доверие, вести за собой.
Что отмечаем в Пугачёве? - Задатки вождя, лидера, отвагу, решительность.
В Гринёве? - Нуждается в поддержке, сбился с дороги. Лишён сословных предрассудков. Милосерден к вожатому, благодарен за
Ученики 1 группы. А дальше Гринёв видит «сорокалетнего мужика… Сон Гринёва – символический, пророческий. Он наполнен символами.
Кровь, топор в руках чернобородого мужика, мёртвые тела – символы насилия, кровопролития, гибели людей.
Ласка его по отношению к Гринёву – это его особое, милосердное отношение к молодому дворянину, он даже будет участвовать в любовных делах дворянина соединиться с Машей.
Учитель. Как развиваются их отношения?
Ученики. Вывод. Гринёв милосерден, добр к людям, а милосердие, доброта Гринёва и благодарность за оказанную услугу мужика вернётся к нему позже. Он, этот мужик, выведет Гринёва из труднейшей ситуации, став его вожаком, затем посажёным отцом.
1. Организационный. Вступительное слово учителя
Учитель. Тема сегодняшнего урока – "Три встречи Гринёва с Пугачёвым. Образы – символы в романе".
Сегодня на уроке мы рассмотрим 3 встречи Гринёва с Пугачёвым, поразмышляем над авторской мыслью, попробуем понять особенности мастерства писателя. А вы расскажете, к каким выводам пришли.
Итак, удачи всем в работе! Запишите в тетради число, тему урока.
2. Ревизия знаний
Произведениям Пушкина свойственны символические образы. И роман «Капитанская дочка» не исключение.
Презентация. Слайд 1.
Учитель. Что же такое символ? С этим термином мы уже сталкивались, вспомните, в каких произведениях?
Презентация. Слайд 2.
Ученики. В рассказах А.П. Чехова. Например, шинель Червякова. Он умер прямо в ней, шинель – символ его пресмыкательства, его страха.
Ученики. Шинель - символ деления людей на низших и высших, шинель на Червякове мёртвом означает, что человек в нём давно умер, остался только чин.
Учитель. Какие чеховские символы вы ещё можете привести в качестве примера?
Ученики. В рассказе «Хамелеон» решето с конфискованным крыжовником, шинель Очумелова, палец Хрюкина.
Учитель. Итак, символ - многозначный образ.
3. Выдвижение гипотезы
Учитель. Итак, символ - многозначный образ. Наша задача - выяснить, для чего А.С. Пушкин использовал символы в произведении «Капитанская дочка»?
Ваше предположение?
Ученики. Пушкин вводит их для того, чтобы ярче показать характеры героев.
Учитель. Да, видимо, это так, ведь главная задача писателя – раскрыть характеры персонажей, показать их мысли, чувства. Будем записывать выводы в наших тетрадях по двум героям: Гринёву и Пугачёву.
4. Групповая работа (домашнее задание)
Учитель. Итак, давайте вспомним 3 встречи Петра Гринёва с Пугачёвым, расшифруем образы-символы романа, как они выявляют черты характера персонажей.
Рассмотрим первую встречу Гринёва с Пугачёвым.
Посмотрим, к каким выводам пришли участники 1 группы.
Что подчёркивает метель? Как характеризует Гринёва, Пугачёва?
ответы участников 1 группы:
Пётр Гринёв настаивает на поездке, несмотря на уговоры ямщика и Савельича, и вдруг “облачко обратилось в белую тучу, которая тяжело подымалась, росла и постепенно облегала небо. Пошел мелкий снег — и вдруг повалил хлопьями. Ветер завыл; сделалась метель». Метель подчёркивает «блуждания» Гринёва, он перед этим проиграл деньги, сбился с дороги в прямом и переносном смысле.
Метель - образ-символ романа, он связан не только с Гринёвым, заблудившемся в непогоду, но и с Пугачёвым, ведь впервые на страницах произведения он появляется во время снежного бурана, чуть не погубившего Петра Гринёва. Автор так твёрдо связывает вождя народа с этой снежной стихией, вихрем, что даже пренебрегает хронологией: метель случилась в начале сентября, что не совсем правдоподобно.
Метель – стихия природы, этот образ - символ перемен, бунта, крушения чего-то, символ протеста, когда человек может погибнуть, восстание Пугачёва – стихийный протест народа, грозное событие.
Мы думаем, что герои проявили такие качества (записываем в таблицу):
развернуть таблицу
Гринёв
Пугачёв
Ребячество, самонадеянность
сметливость, природный ум, уверенность.
развернуть таблицу
Учитель. Кстати, речь в произведении ведётся и о дворянах. А дворяне связаны с образом осени. Помните, генерал подвязывает яблони в саду, когда Пугачёв уже в Белогорской крепости, в ней снег, а в 40 км – угасает осень. Что символизирует осень?
Ученики. Видимо, слабость, угасание дворянства.
Ученики 1 группы. Следующий образ – дорога: «Дорога-то здесь, я стою на твёрдой полосе». Кто говорит? – Пугачёв. А что такое дорога? А вспомните еще: заблудился в пути, сбился с пути, найти верный путь…
Дорога – это путь человека, какой он выбирает, поэтому и говорится, что сбился с пути, ведь Гринёв проиграл деньги Зурину, накричал на Савельича, вёл себя не лучшим образом.
Ученики 1 группы. Есть ещё один образ-символ. Выводит Гринёва и Савельича к постоялому двору не просто мужик, а Вожатый. Он, будущий вождь восстания Пугачёв, уже проявляет лидерские качества: умение убеждать, внушать доверие, вести за собой.
Что отмечаем в Пугачёве? - Задатки вождя, лидера, отвагу, решительность.
В Гринёве? - Нуждается в поддержке, сбился с дороги. Лишён сословных предрассудков. Милосерден к вожатому, благодарен за
Ученики 1 группы. А дальше Гринёв видит «сорокалетнего мужика… Сон Гринёва – символический, пророческий. Он наполнен символами.
Кровь, топор в руках чернобородого мужика, мёртвые тела – символы насилия, кровопролития, гибели людей.
Ласка его по отношению к Гринёву – это его особое, милосердное отношение к молодому дворянину, он даже будет участвовать в любовных делах дворянина соединиться с Машей.
Учитель. Как развиваются их отношения?
Ученики. Вывод. Гринёв милосерден, добр к людям, а милосердие, доброта Гринёва и благодарность за оказанную услугу мужика вернётся к нему позже. Он, этот мужик, выведет Гринёва из труднейшей ситуации, став его вожаком, затем посажёным отцом.