По произведению Есенина А.С. "Гой ты русь моя родная как можно быстрее
5. Композиция лирического произведения.
Необходимо:
- определить ведущее переживание, чувство, настроение, отразившееся в поэтическом произведении;
- выяснить стройность композиционного построения, его подчинённость выражению определённой мысли;
- определить лирическую ситуацию, представленную в стихотворении (конфликт героя с собой; внутренняя несвобода героя и т.д.)
- определить жизненную ситуацию, которая, предположительно, могла вызвать это переживание;
- выделить основные части поэтического произведения: показать их связь (определить эмоциональный "рисунок").
Композиция стихотворения, его деление на строфы (как соотносится смысл стихотворения и его деление на строфы).
Представляет ли каждая строфа законченную мысль или в строфе раскрывается часть основной мысли.
Сопоставлен или противопоставлен смысл строф.
Значима ли для раскрытия идеи стихотворения последняя строфа, содержит ли вывод.
Композиция: размер, рифма, ритм.
Размер:
акцентный стих;
_ _' _ амфибрахий;
_ _ _' анапест;
верлибр (свободный или белый стих);
'_ _ _ дактиль;
дольник;
'_ _ / '_ _ / '_ _ хорей 3-стопный;
_ _' / _ _' / _ _' /_ _' ямб 4-стопный (ударение на каждом втором слоге);
Рифма:
аабб - парная;
абаб - перекрёстная;
абба - кольцевая.
анафоры (одинаковое начало строчек)- как бы дополнительная рифма, только в начале стиха.
переносы (значение переносимого слова подчёркивается, на нём делается смысловой акцент).
6. Поэтическая лексика.
Необходимо выяснить активность использования отдельных групп слов общеупотребительной лексики - антонимов, архаизмов, неологизмов, омонимов, синонимов.
- выяснить меру близости поэтического языка с разговорным;
- определить своеобразие и активность использования тропов.
Тропы - слова и обороты, которые употребляются не в прямом, а в образном, переносном значении:
- аллегория - иносказательное изображение абстрактного понятия/явления через конкретные образы и предметы;
- гипербола - художественное преувеличение;
- ирония - скрытая насмешка;
- литота - художественное преуменьшение;
- метафора - скрытое сравнение, построенное на похожести/контрасте явлений, в котором слова "как", "словно" - отсутствуют;
- олицетворение - например: куст, который разговаривает, думает, чувствует;
- паралеллизм;
- сравнение;
- эпитет - художественное определение.
7. Стилистические фигуры:
Поэтический синтаксис (синтаксические приёмы или фигуры поэтической речи)
- антитеза/противопоставление;
- градация - например: светлый - бледный - едва заметный;
- инверсия - необычный порядок слов в предложении с очевидным нарушением синтаксической конструкции;
- повторы/рефрен;
- риторический во обращение - повышают внимание читателя и не требуют ответа;
- умолчание - незаконченное, неожиданно оборванное предложение, в котором мысль высказана не полностью, читатель додумывает её сам.
8. Поэтическая фонетика:
Использование звукоподражаний, звукозаписи - звуковых повторов, создающих своеобразный звуковой "рисунок" речи.
- аллитерация - повторение одинаковых согласных;
- анафора - единоначатие, повторение слова или группы слов в начале нескольких фраз или строф;
- ассонанс - повторение гласных;
- эпифора - противоположна анафоре - повторение одинаковых слов в конце нескольких фраз или строф.
9. Образ лирического героя, авторское "Я".
- сам автор,
- рассказ от лица персонажа,
- автор играет какую-то роль.
10. Литературное направление: романтизм, реализм, сюрреализм, символизм, акмеизм, сентиментализм, авангардизм, футуризм, модернизм и т.д.
11. Жанр: эпиграмма (сатирический портрет), эпитафия (посмертное), элегия (грустное стихотворение, чаще всего о любви), ода, поэма, , роман в стихах, песня, сонет и т.д
Мне понравились два момента,проклятие обиженной феи и пробуждение сонного царства.
Огромный праздник,в честь рождения долгожданной дочери.Царь Матвей принимает гостей,его жена счастлива.Но забывчивость или невнимательность царской четы обижает могущественную Старую Фею.Её забыли пригласить на праздник и это повлекло беды.Множество гостей,подарки,но обида старой феи вносит чёрную полосу в праздник.,На чинаются пожелания новорожденной,вс желают добра и процветания,кроме Старой Фей.Она пророчит смерть от укола веретеном,когда принцессе исполнится 16-лет.Страшный подарок,но вмешивается молодость и жажда к жизни,Юная Фея смягчает приговор и смерть превращает лишь в сон.Обещание Юной Феи сбылось,принцесса и всё королевство засыпает на сто лет.Кто же посмеет их разбудить или об этом и рассказывает второй момент произведения.
Сонное царство спало мирным сном,сон застал всех на разных местах:собаки заснули у ворот,лошади -в конюшне,солдаты уснули "под ружьём",мухи на окнах,а повар-у огня,который тоже уснул сонным пламенем.Царевна уснула в спальне,как будто прилегла отдохнуть.Слуги заснули кто стоя,кто сидя,кто лёжа,царь с царицею заснули на крыльце.
Сон в ожидании пробуждения,живописная картина.Пробуждение начинается с бора,который становится лесом и всё начинает цвести,птицы запели песни,когда царевич направился к дворцу.Поцелуй разбудил царевну,она вмиг проснулась и всё вокруг преобразилось.Царь Матвей "нагулялся" и со свитой поднимается по лестнице,собаки залаяли,кони стали доедать овёс,мухи стаями полетели во дворец.Стража загремела оружием,повар вернулся к готовке обеда,огонь радостно затрещал.Радостное пробуждение всего царства,в ожидании свадебного пира.
Туча мглою небо кроет
Вихри снежные крутя - двусложный размер.
Ранними летними росами
Выйдем мы в поле гулять.
Будем звенящими косами
Сочные травы срезать! - трехсложный размер.