В повести «Дубровский» А.С. Пушкин противопоставляет добро и зло в виде борьбы барина Троекурова и разбойника Дубровского. Эта борьба – одна из основных тем русской литературы, это и «Мастер и Маргарита» М.А. Булгакова, и «Война и мир» Л.Н. Толстого, и «братья Карамазовы» Ф.М. Достоевского, вообще, каждое литературное произведение, так или иначе, отражает борьбу добра и зла. В этой борьбе добро не всегда одерживает верх. Это стереотип, созданный русскими сказками. Хорошо, когда эти две силы уравновешивают друг друга, тогда создается гармония. Об этом можно рассуждать бесконечно. В повести, добро и зло создают определенную гармонию, Дубровский и Троекуров дополняют друг друга. Интересно то, что Владимир старается делать добро через разбой, да и всегда ли добро получается у него? Да, он отбирает богатство у тех, кто его имеет и раздает бедным, но факт того, что он разбойник отрицать нельзя. А вот Кирилла Петрович отрицательный персонаж. Но и в нем можно найти хорошее – его желание извиниться, поговорить со стариком Дубровским перед смертью, но, увы, тот не выдержал даже вида своего обидчика. Так, думаю, погибла та небольшая частичка доброты, что так слабо держалась в душе этого алчного барина. На первый взгляд, Владимир – положительный образ, а Кирилла Петрович – отрицательный. Но, как видите, в обоих характерах есть особенности и изъяны. Любопытен с точки зрения борьбы зла и добра последний эпизод, убийство Дубровским молодого офицера. Что хочет показать нам здесь А.С. Пушкин? А то, что любое, даже самое безобидное зло рано или поздно порождает зло большое. Нельзя, следуя дороге зла, принести людям добро. Конечно, Дубровский был так называемым «благородным разбойником» и совершал, безусловно, добрые поступки. Но к чему он в итоге пришел? Этот человек смог хладнокровно, не поведя даже глазом, убить молодого офицера. Он не просто разбойник, он – настоящий убийца! Но все это вовсе не означает перевес зла в повести «Дубровский». А.С. Пушкин всего лишь предупреждает, показывает на примере судьбы Дубровского, что нет никаких «благородных разбойников» и добро нельзя нести через злые и подлые деяния.
Матрёна - праведница. Но односельчане не ведают о её
утаённой святости, считают женщину просто неумной,
хотя именно она хранит высшие черты русской духовности.
Житие святой должно завершаться счастливой смертью,
соединяющей её с Богом.
Однако смерть героини - горько-нелепая.
Брат покойного мужа, алчный старик Фаддей,
принуждает Матрёну отдать ему её горницу.
Безотказная Матрёна остро ощущает вину перед Фаддеем:
незадолго до Первой мировой войны она стала его невестой,
но, уверенная, что тот погиб на фронте, вышла замуж за
Фаддеева брата.
жизненные ситуации
Матрёна Фаддей
Первая мировая война
Три года затаилась я, ждала. И ни весточки, и ни косточки.
Пошёл он на войну — пропал… <…> а к Миколе зимнему —
вернулся… из венгерского плена.
Возвращение Фаддея из плена
Возвращение Фаддея напомнило Матрене об их
прекрасном В колена б ему бросилась…
…Если б то не брат мой родной — я бы вас порубал обоих.
Семейная жизнь
Детей у неё было шестеро и один за другим умирали
все очень рано. Она взяла на воспитание дочку
второй Матрёны-Киру, воспитывала её десять лет,
пока та не вышла замуж и не уехала в посёлок Черусти.
Фаддей так любил Матрёну, что новую невесту себе подыскал
с тем же именем. Родила ему вторая Матрёна тоже
шестерых детей.
Великая Отечественная война
…Ефима взяли… и младший без вести исчез во
вторую (войну).
…Не взяли на войну Фаддея из-за слепоты.
Дом в наследство
Мвтрёна завещала отдельный сруб горницы после смерти