Челкаш… Нищий. Он ходил босым, в старых, вытертых штанах, без шапки, в грязной ситцевой рубахе, с разорванным воротом. Он был человеком никому не нужным, у него не было друзей, грубо говоря, он был отбросом общества. Его не интересовало завтра, он жил сегодняшним днём: “Лишь бы было хорошо сегодня, а на завтра - мы подумаем завтра”. Челкаш не работал нигде, его не допускали даже на гавань грузчиком, его не хотели нигде видеть. Челкаш не хотел признавать, что он – отбросок, никому не нужное жалкое существо, человек, отпустившись на “дно жизни”. От этих чувств он освобождался с выпивки, но и море играло в этом большую роль. На море в нём всегда поднималось широкое, тёплое чувство, - охватывая всё его душу, оно немного очищало её от житейской скверны. Он ценил это и любил видеть себя лучшим тут, среди воды и воздуха, где думы о жизни и сама жизнь всегда теряют – первые – остроту, вторая – цену. На море он чувствовал себя владыкой всего, забывал о жизни на суше… Но, несмотря на нищету и т. д. , Челкаш не теряет всякие человеческие качества, хотя он и вор, но душевные ценности в нём присутствуют. По разговорам с Гаврилой можно понять, что Челкаш когда-то жил в деревне, у него был отец, мать, своя земля, на которой он когда-то жил и работа… Он старался никогда не вспоминать о них, но Гаврила заставил его всё вспомнить, несмотря на то, что Челкаш о них, о деревенской жизни говорил неохотно, с волнением. Гаврила заставил Челкаша вспомнить всё своё осознать, что он ничего не стоит, что он никому не нужен.… Поэтому Челкашу он чуть не нравился, но всё равно Челкаш жалел его. Челкашу было приятно лидерствовать над ним, смотреть, как он [ГАВРИЛА] боится его, страдает… . Челкаш в это время чувствовал себя человеком, лидером… Челкаш любил море и не боялся его: «На море в нем всегда поднималось широкое, теплое чувство, - охватывая всю его душу, оно немного очищало ее от житейской скверны. Он ценил это и любил видеть себя лучшим тут, среди воды и воздуха, где думы о жизни и сама жизнь всегда теряют - первые - остроту, вторая - цену» . Этого героя восхищал вид величественной стихии, «бесконечной и могучей» . Море и облака сплетались в одно целое, вдохновляя Челкаша своей красотой, «возбуждая» в нем высокие желания.
Неслучайно положительным героем рассказа становится вор и бродяга. Тем самым Горький делает акцент на том, что российское общество не дает раскрыться богатому человеческому потенциалу. Его устраивают только гаврилы с их рабской психологией и средними возможностями. Неординарным же людям, стремящимся к свободе, полету мысли, духа и души, нет места в таком обществе. Поэтому они вынуждены становиться босяками, изгоями. Автор подчеркивает, что это не только личная трагедия босяков, но и трагедия социума, лишающаяся богатого потенциала, лучших своих сил
Эпитеты: "бедная местность", "одинокая мельница-ветрянка", "поля волнистые", "голые и глухие луга", "синеватый, пасмурный денек", "пустынного лога", "низкое небо", "пожелтевший кустарник", "дубовой листвою", "серые камни", "глухой крапивой", "мелкий пруд", "почерневшая изба", "горбатой крышей", "позабытый пчельник" . "голубовато-серого цвета", "теплого и серенького февральского дня", " неясные чащи", "мутно-сизого цвета", "в белесой темноте", " зимней ночи", "февральской свежестью", "проливной дождь", "настоящая весна".
Метафоры: "луг был гораздо веселей и живописней", "лес утопал", "молодом, рыхлом снегу", "день теплел и веселел."
Сравнения: "ульи на пчельнике, прикрытые камнями и похожие на грибы"; "трепетно блестели, как растопленная смола"; "сверкая огоньками своих зеленоватых глаз"; "первой зелени, которой, словно кружевом, был одет чернеющий в прозрачном полумраке лес".Олицетворения: "мрачно глядела пустая изба", "дубки тихо гудели" , "свет от угольев медленно умирал", "тишина, казалось, замерла в ожидании чего-то", "темнота подошла к самому устью".
Инверсия: "лес небольшой", "поля волнистые", "изба - старая, низкая".
Он ходил босым, в старых, вытертых штанах, без шапки, в грязной ситцевой рубахе, с разорванным воротом. Он был человеком никому не нужным, у него не было друзей, грубо говоря, он был отбросом общества. Его не интересовало завтра, он жил сегодняшним днём: “Лишь бы было хорошо сегодня, а на завтра - мы подумаем завтра”.
Челкаш не работал нигде, его не допускали даже на гавань грузчиком, его не хотели нигде видеть. Челкаш не хотел признавать, что он – отбросок, никому не нужное жалкое существо, человек, отпустившись на “дно жизни”. От этих чувств он освобождался с выпивки, но и море играло в этом большую роль.
На море в нём всегда поднималось широкое, тёплое чувство, - охватывая всё его душу, оно немного очищало её от житейской скверны. Он ценил это и любил видеть себя лучшим тут, среди воды и воздуха, где думы о жизни и сама жизнь всегда теряют – первые – остроту, вторая – цену. На море он чувствовал себя владыкой всего, забывал о жизни на суше…
Но, несмотря на нищету и т. д. , Челкаш не теряет всякие человеческие качества, хотя он и вор, но душевные ценности в нём присутствуют.
По разговорам с Гаврилой можно понять, что Челкаш когда-то жил в деревне, у него был отец, мать, своя земля, на которой он когда-то жил и работа… Он старался никогда не вспоминать о них, но Гаврила заставил его всё вспомнить, несмотря на то, что Челкаш о них, о деревенской жизни говорил неохотно, с волнением.
Гаврила заставил Челкаша вспомнить всё своё осознать, что он ничего не стоит, что он никому не нужен.… Поэтому Челкашу он чуть не нравился, но всё равно Челкаш жалел его. Челкашу было приятно лидерствовать над ним, смотреть, как он [ГАВРИЛА] боится его, страдает… . Челкаш в это время чувствовал себя человеком, лидером…
Челкаш любил море и не боялся его: «На море в нем всегда поднималось широкое, теплое чувство, - охватывая всю его душу, оно немного очищало ее от житейской скверны. Он ценил это и любил видеть себя лучшим тут, среди воды и воздуха, где думы о жизни и сама жизнь всегда теряют - первые - остроту, вторая - цену» .
Этого героя восхищал вид величественной стихии, «бесконечной и могучей» . Море и облака сплетались в одно целое, вдохновляя Челкаша своей красотой, «возбуждая» в нем высокие желания.
Неслучайно положительным героем рассказа становится вор и бродяга. Тем самым Горький делает акцент на том, что российское общество не дает раскрыться богатому человеческому потенциалу. Его устраивают только гаврилы с их рабской психологией и средними возможностями. Неординарным же людям, стремящимся к свободе, полету мысли, духа и души, нет места в таком обществе. Поэтому они вынуждены становиться босяками, изгоями. Автор подчеркивает, что это не только личная трагедия босяков, но и трагедия социума, лишающаяся богатого потенциала, лучших своих сил