(По В. Распутину ) B
природе, которая окружает нас и враждебна нам, красоты нет,
красоту человек создаёт сам из глубин своей души: так финн преобра-
жает свои болота, свои леса и рыжий гранит, где растёт чахлый кустар-
ник, так араб убеждает себя, что пустыня прекрасна. Красота рождает-
ся из стремления человека её созерцать. Меня поражает не безобразное
нагромождение в горных пейзажах, а великолепие, которое придаёт им
человеческое воображение. Меня восхищает, с какой лёгкостью и ска-
ким великодушием человек преображает природу великодушием
тем более удивительным, что земля, если хорошенько разобраться, уж
не такое комфортабельное место. Вспомним о землетрясениях, урага-
нах, метелях, наводнениях, ожаре иохолоде, о вредных насекомых
и микробах и о тысяче других вещей, которые сделали бы нашу жизнь
совершенно невыносимой, если бы человек был менее героичен, чем
Он есть.
(По М. Горькому)
от учительницы. Мол, гордость и чувство собственного достоинства у него есть. Мальчику даже бывать у нее в гостях, пить чай, которым она его угощает, не по себе, ведь он даже сначала отказывался от этого. И тогда Лидия Михайловна идет на хитрость — отправляет ему посылку. Но городская девушка не знала, что в глухой деревеньке нет и не может быть таких продуктов, как макароны и гематоген. И все же учительница старается своему ученику. Ее выход прост и оригинален. Она начинает играть с ним на деньги, причем старается делать все возможное, чтобы выиграл именно он. Лидия Михайловна понимает, что такой поступок рано или поздно может пагубно сыграть на ней, но она не бросает таким образом мальчику. Разве ли это не доброта? Разве это и сострадание? Разве не это можно считать по истине ПОСТУПКОМ?
Слово «урок» в названии рассказа имеет два значения. Во-первых, это учебный час, посвященный отдельному предмету, во-вторых, это нечто поучительное, из чего можно сделать вывод для будущего. Определяющим для понимания замысла рассказа становится именно второе значение этого слова. Уроки доброты и сердечности, преподанные Лидией Михайловной, мальчик запомнил на всю свою жизнь. Литературовед Семенова называет поступок Лидии Михайловны «высшей педагогикой», «той, что пронзает сердце навсегда и светит чистым, простодушным светом естественного примера,... перед которым стыдно за все свои взрослые отступления от самого себя».
Нравственное значение рассказа Распутина — в воспевании вечных ценностей — доброты и человеколюбия
Позже, как вспоминает автор, он увиделся с учительницей (он и его учительница стали прототипами рассказа), так она даже не помнит этого случая. Тогда Распутин делает вывод, что по истине добрые люди, которые делают добро, не запоминают его, ибо они делали это от чистого сердца.