Работая над эпопеей «Война и мир» , Толстой, по его словам, «любил мысль народную вследствие войны 12 года» . «Я старался, — говорил он, — писать историю народа» .
Показав решающую роль народа в исторических событиях общенационального значения, Толстой создал особый жанр романа, грандиозную по охвату жизни и масштабам повествования реалистическую эпопею.
В романе очень широко показан быт помещичьей и аристократического барства. Здесь дворянство даны представители различных слоев дворянства: с одной стороны — высшая бюрократическая и придворная знать (Курагины, Шерер и др. ) с другой — московское разоряющееся барство (Ростовы) , наконец, — независимая, оппозиционно настроенная аристократия (старик Болконский, Безухов) . Особую группу составляет «гнездо штабных влиятельных людей» .
В сатирическом освещении да «ны и завсегдатаи салона фрейлины Шерер во главе с самой хозяйкой. Интриги, придворные сплетни, карьера и богатство — вот их интересы, вот чем они все живут. Всё в этом салоне противно Толстому, как пропитанное насквозь ложью, фальшью, лицемерием, бездушием, актёрством. В этом кругу светских людей нет ничего правдивого, простого, естественного, непосредственного. Их речи, жесты, мимика и поступки определяются условными правилами светского поведения. Это расчётливое позёрство людей светской среды Толстой подчёркивает сравнением салона Шерер с прядильной мастерской, с машиной, механически выполняющей свою работу: «Анна Павловна… одним словом или перемещением опять заводила равномерную приличную разговорную машину» . Или ещё: «Вечер Анны Павловны был пущен. Веретёна с разных сторон равномерно и не умолкая шумели» .
Три женщины в салоне, Шерер, Элен и Лиза, играют роль как бы трех парок, богинь судьбы. М. Гаспаров интересно сопоставляет " прядильную мастерскую " Шерер с работой богинь, прядущих нить человеческой судьбы. Другой мотив, связывающий "Войну и мир" с античностью, — античная красота Элен. Эта же античная красота делает ее похожей на бездушную статую.
Работая над эпопеей «Война и мир» , Толстой, по его словам, «любил мысль народную вследствие войны 12 года» . «Я старался, — говорил он, — писать историю народа» .
Показав решающую роль народа в исторических событиях общенационального значения, Толстой создал особый жанр романа, грандиозную по охвату жизни и масштабам повествования реалистическую эпопею.
В романе очень широко показан быт помещичьей и аристократического барства. Здесь дворянство даны представители различных слоев дворянства: с одной стороны — высшая бюрократическая и придворная знать (Курагины, Шерер и др. ) с другой — московское разоряющееся барство (Ростовы) , наконец, — независимая, оппозиционно настроенная аристократия (старик Болконский, Безухов) . Особую группу составляет «гнездо штабных влиятельных людей» .
В сатирическом освещении да «ны и завсегдатаи салона фрейлины Шерер во главе с самой хозяйкой. Интриги, придворные сплетни, карьера и богатство — вот их интересы, вот чем они все живут. Всё в этом салоне противно Толстому, как пропитанное насквозь ложью, фальшью, лицемерием, бездушием, актёрством. В этом кругу светских людей нет ничего правдивого, простого, естественного, непосредственного. Их речи, жесты, мимика и поступки определяются условными правилами светского поведения. Это расчётливое позёрство людей светской среды Толстой подчёркивает сравнением салона Шерер с прядильной мастерской, с машиной, механически выполняющей свою работу: «Анна Павловна… одним словом или перемещением опять заводила равномерную приличную разговорную машину» . Или ещё: «Вечер Анны Павловны был пущен. Веретёна с разных сторон равномерно и не умолкая шумели» .
Три женщины в салоне, Шерер, Элен и Лиза, играют роль как бы трех парок, богинь судьбы. М. Гаспаров интересно сопоставляет " прядильную мастерскую " Шерер с работой богинь, прядущих нить человеческой судьбы. Другой мотив, связывающий "Войну и мир" с античностью, — античная красота Элен. Эта же античная красота делает ее похожей на бездушную статую.