После завоевания Казани в 1552 г. царь Иван IV послал воззвание народам, которые до этого платили дань Казанскому ханству, В воззвании сказано: "Все народы, находящиеся к востоку от поверженного Казанского ханства и в зависимости от последнего, если пожелают сохранить свои земли, скот и жизнь, то добровольно должны придти ко мне с условием уплаты ясака и повиновения. Прощаю ваши вины и обязуюсь защищать вас от ваших врагов".
Постоянные опустошительные набеги ногайских феодалов, сибирских царевичей мешали объединению башкирских племён. В массах зрели недовольства постоянными набегами и мысль о необходимости найти более сильного покровителя. Не последнюю роль играли дипломатическая деятельность России, призывы и послания царя. Разосланные по всем землям царские грамоты призывали жителей восточных земель присоединиться к России, обещая им мир и безопасность. "Идите к нам без ужаса и боязни, - говорилось в грамотах, - ... Платите мне, что вы платили казанским ханам". Белый царь обещал тишину и благоденствие на землях башкир.
Башкиры приняли подданство Русского государства не единым актом. В 1554-1555 гг. были приняты в русское подданство северные и западные башкиры. В 1556 г. послали своих послов основные племена башкир - тамьяны, юрматы, бурзяне, кипчаки. В договоре юго-восточных башкир о вхождении в подданство Российского государства говорится: "Договорились о землях наших и религии, договорились башкир - мусульман никогда в другую религию не насиловать, обычаи наши соблюдать, башкирам служить царю с рвением".
Башкирские послы обещали сохранить верность России, платить ясак и направить свою делегацию в Москву. В 1557 г. посланцы башкир привезли в Москву, кроме подарков царю пушниной, первый ясак в царскую казну. Послы получили жалованные грамоты царя, где говорилось, что земли башкир являются их вотчинными владениями. Послы были награждены тарханными грамотами. Царь объявлял башкир своими подданными.
Присоединение к Русскому государству для Башкирии было прогрессивным явлением, общение башкир с русским крестьянством привело к развитию земледелия и торговых связей, к переходу значительной части населения к осёдлости. Ф. Энгельс в письме к К. Марксу писал: "Россия действительно играет прогрессивную роль по отношению к Востоку ... господство России играет цивилизующую роль для Черного и Каспийского морей и Центральной Азии, для башкир и татар".
Однако, войдя в состав Российского многонационального государства, башкирский народ не освободился от угнетателей и эксплуатации. Башкирия сделалась колонией России. Все ужасы режима царской России вместе с другими народами испытал и башкирский народ.
После завоевания Казани в 1552 г. царь Иван IV послал воззвание народам, которые до этого платили дань Казанскому ханству, В воззвании сказано: "Все народы, находящиеся к востоку от поверженного Казанского ханства и в зависимости от последнего, если пожелают сохранить свои земли, скот и жизнь, то добровольно должны придти ко мне с условием уплаты ясака и повиновения. Прощаю ваши вины и обязуюсь защищать вас от ваших врагов".
Постоянные опустошительные набеги ногайских феодалов, сибирских царевичей мешали объединению башкирских племён. В массах зрели недовольства постоянными набегами и мысль о необходимости найти более сильного покровителя. Не последнюю роль играли дипломатическая деятельность России, призывы и послания царя. Разосланные по всем землям царские грамоты призывали жителей восточных земель присоединиться к России, обещая им мир и безопасность. "Идите к нам без ужаса и боязни, - говорилось в грамотах, - ... Платите мне, что вы платили казанским ханам". Белый царь обещал тишину и благоденствие на землях башкир.
Башкиры приняли подданство Русского государства не единым актом. В 1554-1555 гг. были приняты в русское подданство северные и западные башкиры. В 1556 г. послали своих послов основные племена башкир - тамьяны, юрматы, бурзяне, кипчаки. В договоре юго-восточных башкир о вхождении в подданство Российского государства говорится: "Договорились о землях наших и религии, договорились башкир - мусульман никогда в другую религию не насиловать, обычаи наши соблюдать, башкирам служить царю с рвением".
Башкирские послы обещали сохранить верность России, платить ясак и направить свою делегацию в Москву. В 1557 г. посланцы башкир привезли в Москву, кроме подарков царю пушниной, первый ясак в царскую казну. Послы получили жалованные грамоты царя, где говорилось, что земли башкир являются их вотчинными владениями. Послы были награждены тарханными грамотами. Царь объявлял башкир своими подданными.
Присоединение к Русскому государству для Башкирии было прогрессивным явлением, общение башкир с русским крестьянством привело к развитию земледелия и торговых связей, к переходу значительной части населения к осёдлости. Ф. Энгельс в письме к К. Марксу писал: "Россия действительно играет прогрессивную роль по отношению к Востоку ... господство России играет цивилизующую роль для Черного и Каспийского морей и Центральной Азии, для башкир и татар".
Однако, войдя в состав Российского многонационального государства, башкирский народ не освободился от угнетателей и эксплуатации. Башкирия сделалась колонией России. Все ужасы режима царской России вместе с другими народами испытал и башкирский народ.