По-моему мнению, он сам, а точнее его совесть( так как он только перед своей смертью провел анализ своей жизни и немного раскаился всодеянном) виновна в духовной и физической смерти. Наиболее живучим среди Головлевых оказывается самый отвратительный, самый бесчеловечный из них — Иудушка,«кровопивушка». Щедрин не только предрекает смерть Иудушки, он видит и его силу, источник его живучести. Иудушка — ничтожество, но этот пустоутробный человек терзает и мучит, разрушает. Именно он является прямой или косвенной причиной бесконечных «умертвий» в головлевском доме. в заключительной главе Щедрин показывает, как в Иудушке проснулась совесть. Наступило раскаяние, душевная смута, возникло острое чувство своей виновности перед людьми. Появилась уверенность в том, что даже в самом отвратительном и опустившемся человеке возможно пробуждение совести и стыда, осознание пустоты, несправедливости и бесплодности своей жизни.
Сложен и неодназначен в понимании авторской позиции творческий анализ Чехова. " О любви " - рассказ, наполненный невероятным психологизмом. Его герой, пережив боль утраты, осознает свою вину в том, что все закончилось так печально. Любовь не поддается никаким правилам, и здесь человеческий опыт совершенно бесполезен. И как всегда, Чехов остается верен себе, он никого ничему не учит. Писатель бесстрастно рассказывает истории человеческих жизней, а читатель вправе сам сделать вывод. Поэтому его авторскую позицию так сложно определить. Таким образом, рассказ Чехова " О любви"- это сложное философское произведение, раскрывающее смысл человеческих чувств, однако не дающее четкого ответа на вопрос о том, что такое любовь?
Наиболее живучим среди Головлевых оказывается самый отвратительный, самый бесчеловечный из них — Иудушка,«кровопивушка». Щедрин не только предрекает смерть Иудушки, он видит и его силу, источник его живучести. Иудушка — ничтожество, но этот пустоутробный человек терзает и мучит, разрушает. Именно он является прямой или косвенной причиной бесконечных «умертвий» в головлевском доме. в заключительной главе Щедрин показывает, как в Иудушке проснулась совесть. Наступило раскаяние, душевная смута, возникло острое чувство своей виновности перед людьми. Появилась уверенность в том, что даже в самом отвратительном и опустившемся человеке возможно пробуждение совести и стыда, осознание пустоты, несправедливости и бесплодности своей жизни.