ДУШИ «МЕРТВЫЕ И ЖИВЫЕ» В ПОЭМЕ И. В. ГОГОЛЯ «МЕРТВЫЕ ДУШИ»
Поэма Гоголя «Мертвые души» была опубликована в 1842 году. Современники писателя прочитали ее под названием «Похождения Чичикова, или Мертвые души». Николай Васильевич вынужден был изменить название, показавшееся кощунственным цензурному ведомству. «Нет, этого я никогда не позволю: душа бывает бессмертна; мертвой души не может быть; автор вооружается против бессмертья», — возмущался один из цензоров. Так появился заголовок, в котором акцент был перенесен на аферу главного героя с куплей-продажей умерших ревизских душ. Впрочем, в контексте поэмы понятие «мертвые души» принимает иной смысл: читатель понимает, что речь идет не только и не столько об умерших крепостных крестьянах, сколько о духовно омертвевших чиновниках и помещиках.
Портреты чиновников Гоголь обрисовал лишь несколькими штрихами, но так метко, что перед читателем возникает яркая картина образа жизни российских чиновников начала XIX века.
Вот губернатор, который «ни толст, ни тонок собой… большой добряк и даже сам вышивает иногда по тюлю». Видимо, это все, чем можно охарактеризовать человека, занимающего ответственный государственный пост, и на большее он не
Об отсутствии смысла в жизни прокурора, у которого «на поверку… всего только и было, что густые брови», писатель говорит фразой: «Зачем он умер, или зачем жил, один Бог ведает».
Стряпчий — «первый хапуга в мире».
Чиновник Иван Антонович — взяточник: всякую положенную перед ним денежную купюру «совершенно не замечает и накрывает тотчас книгою».
Эти люди проводят свое время в бесконечных чаепитиях и карточных играх, на балах и званых обедах. Их основные черты — лень, равнодушие и любовь к сплетням.
В отличие от губернских чиновников, помещики в поэме «Мертвые души» выписаны Гоголем детально. Пять глав, со 2-й по 6-ю, знакомят нас с владельцами имений и крепостных крестьян. Согласно сюжетному ходу, к каждому из помещиков наведывается с визитом главный герой поэмы — Чичиков.
«Портретную галерею» дворян-крепостников открывает Манилов. Этот всегда улыбающийся, белокурый и голубоглазый господин на первый взгляд производит впечатление «приятного и доброго человека». Еще во время службы в армии его считали «скромнейшим, деликатнейшим офицером». И сейчас, живя в поместье, он частенько приезжает в город, «чтобы увидеться с образованнейшими людьми». Но, раскрывая шаг за шагом характер Манилова, писатель показывает нам всю пустоту и никчемность натуры помещика вызвать у окружающих лишь «скуку смертную». Все в нем слащаво сентиментально. Его улыбка — угодлива, а манеры — заискивающие. И как бы пристально мы не приглядывались к Манилову, нам не найти в нем ни живости, ни искренности, ни задора. Он глуп и бездеятелен и всю свою жизнь проводит в праздной мечтательности, вынашивая абсурдные планы, будь то постройка подземного хода от дома или каменного моста через пруд. Только ни в одном, ни в другом нет никакой необходимости.
Распрощавшись с Маниловым, Чичиков попадает к Коробочке. Помещица предстает перед читателем на фоне пернатых: на стенах ее дома висят картины с птицами, окна дома глядят во дворик, где «индейкам и курам нет числа». Упомянутые птицы связаны в нашем сознании с бессмысленной хлопотливостью, бессвязным кудахтаньем, безмозглостью. Эти черты в полной мере присущи Коробочке, интересы которой подчинены лишь мелкому скопидомству.
Следующий персонаж поэмы — помещик Ноздрев — отличается от Манилова и Коробочки холерическим темпераментом и бурной энергичностью. Деятельность Ноздрева — кутилы, лжеца и карточного шулера — направлена не на созидание, а на разрушение. Всеми силами он стремится раздуть скандал, пусть даже и на пустом месте, не задумываясь, наносит оскорбления и не останавливается перед физической расправой. Этот персонаж настолько узнаваем и типичен, что Гоголь считает нужным сделать оговорку: «Может быть, назовут его характером избитым, станут говорить, что теперь нет уже Ноздрева. Увы!.. Ноздрев долго еще не выведется из мира. Он везде между нами, и, может быть, только ходит в другом кафтане…» Писатель прав. У каждого из нас найдется хотя бы один знакомый, о котором можно сказать: «Да это же Ноздрев!»
Столь же типичный представитель «мертвых душ» Собакевич. В его усадьбе все, начиная от господского дома и заканчивая мебелью, «неладно скроено да крепко сшито», чем напоминает самого хозяина. Сравнивая своего героя с предметами домашнего обихода, а его повадки с повадками «медведя средней величины», Гоголь говорит нам об отсутствии у Собакевича интересов, выходящих за рамки его бездушного, полузвериного существования.
Поэма Гоголя принесла в мировую литературу понятие «мертвые души». Следуя за мыслью писателя, мы понимаем, что мертвыми душами наделены маниловы, Ноздревы, собакевичи. Но жив русский народ, а это значит, что у России есть будущее.
- Настроение стихотворения тихое, немного грустное. Все тихо вокруг, нет видимого какого-то движения, все как бы застыло, погрузилось в тишину. - Используются сравнения - поэт сравнивает осень сказочным чертогом. Просеки дорог он сравнивает с залами, какие бывают на выставке карти. /Дальше приводишь все сравнени/ - Используются олицетворения - (стужа, береза, вязы, осины) /Приводишь примеры из стихотворения/ - Дальше пишешь размер - он придает стихотворению плавность, тягучесть, певучесть. - Отвечаешь на вопрос: какой образ осени создает поэт в стихотворении. (Красивая, богатая осень - так как "золотая", и также задумчивая, завороженная, сказочная.
Поэма Гоголя «Мертвые души» была опубликована в 1842 году. Современники писателя прочитали ее под названием «Похождения Чичикова, или Мертвые души». Николай Васильевич вынужден был изменить название, показавшееся кощунственным цензурному ведомству. «Нет, этого я никогда не позволю: душа бывает бессмертна; мертвой души не может быть; автор вооружается против бессмертья», — возмущался один из цензоров. Так появился заголовок, в котором акцент был перенесен на аферу главного героя с куплей-продажей умерших ревизских душ. Впрочем, в контексте поэмы понятие «мертвые души» принимает иной смысл: читатель понимает, что речь идет не только и не столько об умерших крепостных крестьянах, сколько о духовно омертвевших чиновниках и помещиках.
Портреты чиновников Гоголь обрисовал лишь несколькими штрихами, но так метко, что перед читателем возникает яркая картина образа жизни российских чиновников начала XIX века.
Вот губернатор, который «ни толст, ни тонок собой… большой добряк и даже сам вышивает иногда по тюлю». Видимо, это все, чем можно охарактеризовать человека, занимающего ответственный государственный пост, и на большее он не
Об отсутствии смысла в жизни прокурора, у которого «на поверку… всего только и было, что густые брови», писатель говорит фразой: «Зачем он умер, или зачем жил, один Бог ведает».
Стряпчий — «первый хапуга в мире».
Чиновник Иван Антонович — взяточник: всякую положенную перед ним денежную купюру «совершенно не замечает и накрывает тотчас книгою».
Эти люди проводят свое время в бесконечных чаепитиях и карточных играх, на балах и званых обедах. Их основные черты — лень, равнодушие и любовь к сплетням.
В отличие от губернских чиновников, помещики в поэме «Мертвые души» выписаны Гоголем детально. Пять глав, со 2-й по 6-ю, знакомят нас с владельцами имений и крепостных крестьян. Согласно сюжетному ходу, к каждому из помещиков наведывается с визитом главный герой поэмы — Чичиков.
«Портретную галерею» дворян-крепостников открывает Манилов. Этот всегда улыбающийся, белокурый и голубоглазый господин на первый взгляд производит впечатление «приятного и доброго человека». Еще во время службы в армии его считали «скромнейшим, деликатнейшим офицером». И сейчас, живя в поместье, он частенько приезжает в город, «чтобы увидеться с образованнейшими людьми». Но, раскрывая шаг за шагом характер Манилова, писатель показывает нам всю пустоту и никчемность натуры помещика вызвать у окружающих лишь «скуку смертную». Все в нем слащаво сентиментально. Его улыбка — угодлива, а манеры — заискивающие. И как бы пристально мы не приглядывались к Манилову, нам не найти в нем ни живости, ни искренности, ни задора. Он глуп и бездеятелен и всю свою жизнь проводит в праздной мечтательности, вынашивая абсурдные планы, будь то постройка подземного хода от дома или каменного моста через пруд. Только ни в одном, ни в другом нет никакой необходимости.
Распрощавшись с Маниловым, Чичиков попадает к Коробочке. Помещица предстает перед читателем на фоне пернатых: на стенах ее дома висят картины с птицами, окна дома глядят во дворик, где «индейкам и курам нет числа». Упомянутые птицы связаны в нашем сознании с бессмысленной хлопотливостью, бессвязным кудахтаньем, безмозглостью. Эти черты в полной мере присущи Коробочке, интересы которой подчинены лишь мелкому скопидомству.
Следующий персонаж поэмы — помещик Ноздрев — отличается от Манилова и Коробочки холерическим темпераментом и бурной энергичностью. Деятельность Ноздрева — кутилы, лжеца и карточного шулера — направлена не на созидание, а на разрушение. Всеми силами он стремится раздуть скандал, пусть даже и на пустом месте, не задумываясь, наносит оскорбления и не останавливается перед физической расправой. Этот персонаж настолько узнаваем и типичен, что Гоголь считает нужным сделать оговорку: «Может быть, назовут его характером избитым, станут говорить, что теперь нет уже Ноздрева. Увы!.. Ноздрев долго еще не выведется из мира. Он везде между нами, и, может быть, только ходит в другом кафтане…» Писатель прав. У каждого из нас найдется хотя бы один знакомый, о котором можно сказать: «Да это же Ноздрев!»
Столь же типичный представитель «мертвых душ» Собакевич. В его усадьбе все, начиная от господского дома и заканчивая мебелью, «неладно скроено да крепко сшито», чем напоминает самого хозяина. Сравнивая своего героя с предметами домашнего обихода, а его повадки с повадками «медведя средней величины», Гоголь говорит нам об отсутствии у Собакевича интересов, выходящих за рамки его бездушного, полузвериного существования.
Поэма Гоголя принесла в мировую литературу понятие «мертвые души». Следуя за мыслью писателя, мы понимаем, что мертвыми душами наделены маниловы, Ноздревы, собакевичи. Но жив русский народ, а это значит, что у России есть будущее.
- Используются сравнения - поэт сравнивает осень сказочным чертогом. Просеки дорог он сравнивает с залами, какие бывают на выставке карти.
/Дальше приводишь все сравнени/
- Используются олицетворения - (стужа, береза, вязы, осины) /Приводишь примеры из стихотворения/
- Дальше пишешь размер - он придает стихотворению плавность, тягучесть, певучесть.
- Отвечаешь на вопрос: какой образ осени создает поэт в стихотворении. (Красивая, богатая осень - так как "золотая", и также задумчивая, завороженная, сказочная.