У Чацкого единая норма оценок для всех. По его мнению, Молчалин – «жалкое создание», значит, не достоин ничьей любви. Следовательно, Софья не может его любить, а лишь смеется над ним. Чацкий думает, что Софья полюбила не настоящего Молчалина, а выдуманного ею.
У Чацкого есть норма оценок, которую он считает общеобязательной. По его мнению, Молчалин - жалкое создание. Он не достоин ничьей любви, значит, иСофья его любить не может: она смеется над ним. Но дело не только в этом.Чацкий думал, что Софья приписала Молчалину тьму таких качеств, каких у него нет, что она любит выдуманного ею Молчалива. А то, что он услышал, опровергло его предположения: Софья воспринимает Молчалина так же, как и Чацкий, она его видит таким, каков он есть. Однако она не понимает, что за этой внешней оболочкой скрывается другой, страшный Молчалин. Но этого и Чацкий пока не видит. Софья не назвала ни одного «свойства» Молчалина, которое Чацкому было бы неизвестно. Но у них разное отношение к этим «свойствам». Вот этого Чацкий еще не понял: он верит, что Софья - та же, какой была три года назад, когда они вместе смеялись над людьми такого типа, да и над самим Молчаливым, вероятно. Поэтому Чацкий и решил, что Софья сейчас смеялась над Молчаливым. И ничего неестественного, странного в этом нет. Но похвалы Софьи в адрес Молчалина зародили в душе Чацкого какие-то сомнения, и он то и дело будет возвращаться к мысли о нем как возможном сопернике.Эта сцена является поворотным моментом в развитии «сквозного действия»: борьба Чацкого за Софью превращается в его борьбу с Софьей из-за Молчалина. Чацкий после объяснения с Софьей уже не расточает перед ней «нежных слов»; он теперь убеждает свою возлюбленную, что Молчалин не стоит ее. Он выискивает все новые и новые низкие качества Молчалина и указывает на них Софье, снова и снова причиняя ей душевную боль. И Софья в наших глазах перестает быть смешной.