Гениальное стихотворение М.Ю.Лермонтова, написанное в 1837 году, — это поэма о бессмертном народном подвиге. И вместе с тем это слово грусти и тоски о невозвратимых героических днях.
Историческое значение «Бородино» состоит в том, что в этом произведении со всей настойчивостью, со всей поэтической определенностью поэт утверждает мысль о народе как главном деятеле всемирной истории.
У Лермонтова о подвиге народа, о великом историческом сражении рассказывает рядовой участник боя, простой солдат. И — главное — его рассказ, простой и непосредственный, всегда на высоте происшедшего. В рассказе солдата подвиг народа не только не снижен в своем значении, не только не распался на «случаи» и частности, а, наоборот, обрел удивительную цельность. В нем отдельное, частное объединено общей идеей.
Ребята! Не Москва ль за нами?
Умремте ж под Москвой,
Как наши братья умирали!
Эта патриотическая идея, освещая весь рассказ солдата, дает содержание и смысл происходящему.
Будучи рассказом рядового участника событий о великом историческом свершении, «Бородино» Лермонтова является автобиографией народного подвига. Оно показывает одновременно, как возросло народное самосознание, как народ включается в историческую работу мышления, как глубоко и верно осмысливает он историю и чувствует биение ее пульса. Солдат сумел в своем рассказе увидеть не просто батарею, на которой был, и не только один участок боя. Самое поразительное у лермонтовского солдата — это то, что он видит все — видит историю. Но не с командного пункта и не с вершины вечности, а со своей батареи.
В этом и состоит философское значение поэмы Лермонтова как поэмы о народном самосознании.
Поэт полностью перевоплотился в простого батарейца Бородинской битвы. Ни тени фальши, ни малейшей натяжки, ничего навязанного, ничего навязчивого — все святая простота, правда, естественность.
Сказка — первоначально фольклорный жанр, в основании сюжета вымысел, сохраняющий связь с действительностью на уровне морального поучения, отражения в условной, фантастической форме социальных реалий. Салтыковым-Щедриным в первую очередь был использован сатирический потенциал сказки. В его сказках органически сочетаются различные разновидности комического: юмор, сатира, сарказм. Комическое — изображение смешного, нелепого, несообразного, странного в жизни. Комическое может возникать с различными авторскими интонациями. Юмор — позитивное проявление комического, добрый, веселый смех, проявление жизнерадостности в жизненном созидании. Сатира — комическое изображение общественных типов и явлений в литературе с целью их развенчания, уничтожения. Сатирик показывает недостойное в жизни, внутренне несостоятельное. Сарказм — суждение, содержащее едкую, язвительную насмешку над изображаемым. Сарказм отличает тон негодования, возмущения. Сказки Салтыкова-Щедрина тематически разнообразны. В сказках «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик», «Медведь на воеводстве» сатирически изображаются правительственные и общественные верхи, эксплуататорские классы. Два приема, наиболее часто используемые фольклором, положены в основание сюжета названных произведений. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» помещает людей в условный, вымышленный мир, чтобы точнее указать их характерные особенности, отношения. В «Медведе на воеводстве» героями становятся очеловеченные животные.
Историческое значение «Бородино» состоит в том, что в этом произведении со всей настойчивостью, со всей поэтической определенностью поэт утверждает мысль о народе как главном деятеле всемирной истории.
У Лермонтова о подвиге народа, о великом историческом сражении рассказывает рядовой участник боя, простой солдат. И — главное — его рассказ, простой и непосредственный, всегда на высоте происшедшего. В рассказе солдата подвиг народа не только не снижен в своем значении, не только не распался на «случаи» и частности, а, наоборот, обрел удивительную цельность. В нем отдельное, частное объединено общей идеей.
Ребята! Не Москва ль за нами?
Умремте ж под Москвой,
Как наши братья умирали!
Эта патриотическая идея, освещая весь рассказ солдата, дает содержание и смысл происходящему.
Будучи рассказом рядового участника событий о великом историческом свершении, «Бородино» Лермонтова является автобиографией народного подвига. Оно показывает одновременно, как возросло народное самосознание, как народ включается в историческую работу мышления, как глубоко и верно осмысливает он историю и чувствует биение ее пульса. Солдат сумел в своем рассказе увидеть не просто батарею, на которой был, и не только один участок боя. Самое поразительное у лермонтовского солдата — это то, что он видит все — видит историю. Но не с командного пункта и не с вершины вечности, а со своей батареи.
В этом и состоит философское значение поэмы Лермонтова как поэмы о народном самосознании.
Поэт полностью перевоплотился в простого батарейца Бородинской битвы. Ни тени фальши, ни малейшей натяжки, ничего навязанного, ничего навязчивого — все святая простота, правда, естественность.
Комическое — изображение смешного, нелепого, несообразного, странного в жизни. Комическое может возникать с различными авторскими интонациями. Юмор — позитивное проявление комического, добрый, веселый смех, проявление жизнерадостности в жизненном созидании. Сатира — комическое изображение общественных типов и явлений в литературе с целью их развенчания, уничтожения. Сатирик показывает недостойное в жизни, внутренне несостоятельное. Сарказм — суждение, содержащее едкую, язвительную насмешку над изображаемым. Сарказм отличает тон негодования, возмущения.
Сказки Салтыкова-Щедрина тематически разнообразны. В сказках «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик», «Медведь на воеводстве» сатирически изображаются правительственные и общественные верхи, эксплуататорские классы. Два приема, наиболее часто используемые фольклором, положены в основание сюжета названных произведений. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» помещает людей в условный, вымышленный мир, чтобы точнее указать их характерные особенности, отношения. В «Медведе на воеводстве» героями становятся очеловеченные животные.