Особенно современным в тексте романа мне показалась тема противостояния мнения «общества» и личной совести человека. человек может превосходить окружение, но зависеть от его мнений и находиться в рабстве у посредственности. именно таков сам евгений онегин, особенно в ссоре с ленским, которую он сам осознаёт как совершенно искусственную. насмешка пушкина над лживостью и духовной примитивностью светского общества весьма актуальна и в наши дни. также современны наблюдения поэта над особенностями поведения людей в тех или иных эмоциональных состояниях. каждое чувство, поступок или переживание он подаёт совершенно без прикрас, но с лёгкой добродушной иронией мудрого человека. сейчас этого не хватает многим из тех, кто стремится сорвать все покрывала и разоблачить то или иное побуждение какого-либо поступка. жизнь и судьба онегина интересны прежде всего тем, что на его примере видна драма человека, пытающегося постепенно выйти из-под контроля породившей его общественной среды. этот путь долог и проходит немало времени, прежде чем осознаётся сам факт такого противостояния. онегин превосходил среду, но долго не мог разотождествиться с нею, став неким диссидентом внутри системы. он был как бы спутником того мира, который почитал ничтожным. так бывает часто, когда человек, внешне разрывая все отношения с тем или иным кругом людей или идеей, на самом деле не может преодолеть силу их притяжения и оказывается неспособен уйти в другую систему координат. отказавшись же от ложных идеалов света в своём сердце, евгений онегин неминуемо должен был бы примкнуть к декабристам, то есть бросить вызов системе, уродующей души людей. последняя, зашифрованная глава романа как раз об этом. поведение онегина обычно, когда он оказывается подвластен мнению того самого света, от которого он скрылся и который считал неизмеримо ниже себя. напротив, он оригинален по сравнению с другими соседями-помещиками в организации имением. он заменил тяжёлую повинность — барщину (необходимость работать на земле помещика несколько дней в неделю) лёгким оброком, но сделал это не просто от доброты душевной, но на основе серьёзных знаний. он внимательно читал крупнейшего того времени смита. окружающие его помещики в большинстве своём вообще не умели читать.
Безразличие и бездушие человека, описанное чеховым еще много лет назад, до сих пор постоянно встречается в жизни, а в последнее время намного чаще чем это было раньше. миниатюра чехова «в аптеке» впервые была напечатана в знаменитой «петербургской газете в 1885г. вероятно антон павлович специально выбрал это издание чтобы все читающие, возможно, увидели себя и смогли извлечь урок из этого рассказа и стать более внимательными и к окружающим людям.героями рассказа стали шесть человек - это кассир, два фармацевта, провизор, мальчик и посетитель аптеки егор алексеич свойкин. из них можно выделить двух главных героев.егор алексеич свойкин - учитель, который заболел и был счастлив что эта напасть произошла с ним в столице, а не в деревне, где нет докторов. из этого можно предположить что свойкин долгое время проживал в деревне, где и обучал из обеспеченных семей. свойкин представлен приличным человеком, который не любит обходиться без общения, довольно прост и небогат. провизор же был высокомерным разутюженным господином с хмурым лицом и взглядом свысока. бессердечие провизора уже изначально проявляется в нежелании и поддержать больного человека, который пришел прямо от доктора и отвлек его от чтения газеты.все действие происходило в аптеке, где даже лестница была застелена дорогими коврами. несмотря на весь этот лоск и дорогую обстановку никто из людей не должен обходиться с другими крайне бессердечно и проявлять это всем своим видом. исходя из этого всего можно сделать вывод что автор данной миниатюры хотел донести до читателей обычную человеческую жизнь и какую роль мы в ней играем. милосердие должно присутствовать в каждом и не важно какой пост ты занимаешь и кем работаешь, люди просто обязаны друг другу пусть даже это связано с финансовыми отношениями. жизнь любого из нас бесценна и неповторима. мы должны ее прожить достойно, думая не только о себе и о своей выгоде, но и о близких и окружающих нас людях.источник: анализ рассказа