. Почему Митрашапошёл по другой тропе?
А) хотел убить волка
B) искал клюкву
C) туда показывала стрелка
Dxoten mpovumo Hacmo
Kakoe HBOTHoerpejo C DJECT Ha comme:
А) лиса
В) змея
С) волк
D) собака
А, какое выразительное средство использовано
был чистенький и гляделваро
A) amet
В) метафора
C) гипербола
D) олицетворение
5. Определите основновые
солнцамка
А) Век живи - век учись
В От добра да не
C) Любишь кататься новина
D) Сам погибай, а товариша выручи
Ю. Лермонтов. Парус. Бородино. Смерть поэта. Дума. Поэт. Молитва («Я, Матерь Божия,
ныне с молитвою...»). «Как часто пестрою толпою окружен...» «Из-под таинственной холодной полу-
маски...» «И скучно, и грустно...» Утес. Тучи. Три пальмы. «Когда волнуется желтеющая нива...».
Пророк. Родина. «Выхожу один я на дорогу...» Песня про царя Ивана Васильевича, молодого оприч-
ника и удалого купца Калашникова. *Демон. Мцыри. Герой нашего времени. В.Г. Белинский. Стихо-
творения М. Лермонтова. В.Г. Белинский. Герой нашего времени. Сочинение М. Лермонтова.
Н. В. Гоголь. *Вечера на хуторе близ Диканьки. *Миргород (Старосветские помещики. Тарас
Бульба. Вий. Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем). *Петер-
бургские повести (Невский проспект. Нос. Шинель). Ревизор. Мертвые души. *Выбранные места из
переписки с друзьями.
А. Н. Островский. Гроза. *Бесприданница.
Н. А. Добролюбов. Луч света в темном царстве. Что такое обломовщина?
И. А. Гончаров. *Обыкновенная история. Обломов. Мильон терзаний.
И. С. Тургенев. *3аписки охотника (2-3 рассказа по выбору). *Муму. *Ася. Отцы и дети. «Сти-
хотворения в прозе. Д. И. Писарев. Базаров.
Н. Г. Чернышевский. Что делать? *Русский человек на rendes-vous.
Н. А. Некрасов. В дороге. Тройка. Родина. «Еду ли ночью по улице темной...» «Вчерашний
день, часу в шестом...» «Я не люблю иронии твоей...» «О, письма женщины, нам милой...» Несжатая
полоса. Поэт и гражданин. Размышления у парадного подъезда. Рыцарь на час. Зелёный шум. Же -
лезная дорога. Памяти Добролюбова. О погоде. Элегия («Пускай нам говорит изменчивая мода...»).
*Мороз, Красный нос. Кому на Руси жить хорошо.
Ф. И. Тютчев. Silentium! («Молчи, скрывайся и таи...») Весенняя гроза. «Как океан объемлет
шар земной...» Осенний вечер. «Умом Россию не понять...» «Эти бедные селенья...» «Сижу задумчив
и один...» «О, как убийственно мы любим...»
А. А. Фет. «Я пришел к тебе с приветом...» «Шепот, робкое дыханье...» Певице («Уноси мое
сердце в звенящую даль...»). «Сияла ночь. Луной был полон сад...» Бабочка.
М. Е. Салтыков-Щедрин. История одного города. *Господа Головлевы. Сказки (2-3 по выбо-
ру).
Ф. М. Достоевский. Преступление и наказание. *Идиот.
Л. Н. Толстой. *Детство. *Отрочество. *Юность. *Казаки. Война и мир.
*Н. С. Лесков. Левша. Тупейный художник. Очарованный странник. Леди Макбет Мценского
уезда.
А. П. Чехов. Смерть чиновника. Толстый и тонкий. Хамелеон. Унтер Пришибеев. *Тоска.
*Горе. *Степь. Учитель словесности. Палата № 6. Попрыгунья. *Черный монах. *Мужики. Ионыч.
Человек в футляре. Крыжовник. О любви. *Студент. Дом с мезонином. *Невеста. *Дама с собачкой.
*Чайка. Вишневый сад.
Русская литература XX века
А. И. Куприн. *Поединок. Гранатовый браслет. Олеся. *Белый пудель.
И. А. Бунин. Антоновские яблоки. Господин из Сан-Франциско. Деревня. Суходол. *Иоанн Ры-
далец. *Сны Чанга. *Грамматика любви. *Последняя осень. *Митина любовь. *Легкое дыхание. Сти-
хотворения. Цикл «Темные аллеи» (2-3 по выбору). *Окаянные дни.
*Л. Н. Андреев. Жизнь человека. Иуда Искариот. Рассказ о семи повешенных.
М. Горький. Макар Чудра. *Дед Архип и Ленька. Старуха Изергиль. Челкаш. Песня о Соколе.
Песня о Буревестнике. *Мать. *Детство. На дне. *Несвоевременные мысли.
А. А. Блок. «Я и молод, и свеж, и влюблен...» «Вхожу я в темные храмы. ..» Незнакомка. Русь.
«О, весна, без конца и без краю...» «Ночь, улица, фонарь, аптека...» Цикл «На поле Куликовом». Рос-
сия. «О доблестях, о подвигах, о славе...» На железной дороге. «Да. Так диктует вдохновенье...» «Зем-
ное сердце стынет вновь...» «О, я хочу безумно жить...» *Возмездие. Двенадцать. Скифы. Интелли-
генция и революция.
С. А. Есенин. «Топи да болота...» «Гой ты, Русь моя родная...» Осень. «Не бродить, не мять в
кустах багряных...» «Нивы сжаты, рощи голы...» «Я последний поэт деревни...» «Отговорил
В «Ревизоре» об истинной сущности Хлестакова мы также узнаём от его лакея. Осипа, когда тот произносит свой монолог про «кеятры» (комнатка Хлестакова не
предусматривает лакейской, но в момент произнесения речи Осип единолично
владеет сценическим пространством) . Лакейская у Гоголя становится местом, куда
«выносится» искреннее повествование о действительном положении дел. Хлестаков бездумно стремится напустить пыль в глаза окружающим. Хлестаков хотя и волочится то за Анной Андреевной, то за Марьей Антоновной, но делает это совершенно бездумно, а в итоге вообще преспокойно уезжает, забыв об обеих. Много схожего у таких героев гоголевских пьес, как Хлестаков и Кочкарев: их бездумный, неосознанный напор, запальчивость, эмоциональность, «лёгкость в мыслях» . Вспомним слова Гоголя: «Всякий хоть на минуту, если не на несколько минут, делался или делается Хлестаковым, но натурально, в этом не хочет только признаться» (4, 101). Всякий из нас - включая и самого автора. Монолог Осипа и сцены в гостинице раскрывают облик Хлестакова в «естественной» , так сказать, обстановке.
Обращаемся к чтению монолога Осипа (1-е явление 2-го действия) и работе над «партитурой чувств» к нему. Монолог Осипа занимает значительное место в комедии. Именно в нем возникают перед зрителем некоторые стороны петербургской жизни, порождением которых был Хлестаков. Роскошная жизнь столицы, праздность богатых петербуржцев, не стесненных исполнением служебных обязанностей, возбуждают желание пожить широко, не заботясь о средствах. Осип сообщает зрителю, что Хлестаков не ревизор, а «елистратишка простой» , и это придает всему дальнейшему действию острокомическую окраску. Внимательному читателю и зрителю еще в 1-м действии показались сомнительными «аргументы» Бобчинского и Добчинского, признавших в Хлестакове ревизора. Теперь истинное лицо Хлестакова известно зрителю, но только зрителю, и потому нелепость действий и речей чиновников становится особенно комичной. С досадой произносит Осип первые реплики своего монолога. Он как бы жалуется зрителю на незадачливого хозяина, из-за которого слуга должен испытывать голод и унижение.
Раздраженно и ворчливо повествует Осип о Хлестакове. Но когда он вспомнил деревню, где можно весь век лежать на полатях и есть пироги, интонация его меняется, она делается мечтательно-напевной. Однако и к Петербургу Осип не питает антипатии. Рассказывая о «деликатных разговорах» и «галантерейном обхождении» петербуржцев, Осип все более одушевляется и доходит почти до восторга. Воспоминание о хозяине делает его снова озабоченным и сердитым, и он начинает читать Хлестакову мораль. Комизм ситуации очевиден: Хлестакова ведь в комнате нет. Осип сам в конце концов понимает бесполезность своих поучений, обращенных к отсутствующему лицу, и тон его становится грустным, даже тоскливым: «Ах, Боже ты мой, хоть бы какие-нибудь щи! Кажись бы, теперь весь свет съел». Появление Хлестакова, его монологи, сцены с Осипом, со слугой позволяют ученикам заметить в Хлестакове странную смесь нищенства и барского высокомерия, бес и самоуверенной презрительности, легкомыслия и требовательности, обходительной любезности и наглости. Сочетание противоположных качеств, уживающихся в Хлестакове, делает его лицом комическим. Хлестаков еще глупее, чем чиновники, но он не претендует на глубокомыслие. Чиновники хотят удержать свои привилегии, которыми пользуются спокойно, с сознанием «права» . Хлестаков лишь хотел бы пользоваться привилегиями, но он требует почтения не к чину, а к своим петербургским достоинствам