Основные темы древнерусской литературы. Древнерусская литература, неразрывно связанная с историей развития Русского государства, русской народности, проникнута героическим и патриотическим пафосом. Тема красоты и величия Руси, родины, "светло светлой и украсно украшенной" русской земли, которая "знаема" и "ведома" во всех концах мира,- одна из центральных тем древнерусской литературы. Она прославляет созидательный труд отцов и дедов наших, самоотверженно защищавших великую землю Русскую от внешних врагов и крепивших могучее суверенное государство "велико и пространно", которое сияет "светло", "аки в небе солнце". В ней звучит резкий голос осуждения политики князей, сеявших кровавые феодальные раздоры, ослаблявших политическое и военное могущество государства. Литература прославляет моральную красоту русского человека ради общего блага поступиться самым дорогим - жизнью. Она выражает глубокую веру в силу и конечное торжество добра, в человека возвысить свой дух и победить зло. Тема Родины и тема нравственного совершенствования человека — важнейшие темы древнерусской литературы. Древнерусская литература долгое время, вплоть до XVII в., не допускала литературного вымысла. Древнерусские авторы писали и читали только о том, что было в действительности: об истории мира, стран, народов, о полководцах и царях древности, о святых подвижниках. Даже передавая откровенные чудеса, они верили в то, что это могло быть, что существовали фантастические существа, населяющие неведомые земли, по которым со своими войсками Александр Македонский, что в мраке пещер и келий бесы являлись святым отшельникам, то искушая их в образе блудниц, то устрашая в облике зверей и чудовищ. Рассказывая об исторических событиях, древнерусские авторы могли сообщить разные, порой взаимоисключающие версии.
1)" Не в силе Бог, но в правде"-Александр вкладывал в слова смысл,что за веру в правое дело они идут на битву,правда-это и есть вера людей,что они сражаются за справедливость и на их стороне Бог.Враг может быть и сильнее,но вера одержать победу,даст сил и мужества воинам,укрепит их дух. 2)Шестерых мужей храбрых, которые "вместе с ним крепко сражались" ,звали:Гаврила Алексич, Збыслав Якунович ,Яков,Миша ,Савва и Ратмир . 3)Автор сравнивает сердца " мужей Александровых" с львиными ,храбрыми в ратных подвигах,бесстрашными ,перед смертью. 4)Александр Невский называет народом "высокомерным " немцев,на которых он пошёл войной," на землю Немецкую".Они похвалялись "посрамим народ славянский славянский",но совершили ошибку,взяв Псков не остановились.Взять Александра "голыми руками", им не удалось,они были разгромлены на Чудском озере.Блестящее решение князя,тактика утопить тяжёлых крестоносцев,которых не выдержал лёд.Александр молился Богу,веря в свои силы,просил разрешить спор " с высокомерием".
2)Шестерых мужей храбрых, которые "вместе с ним крепко сражались" ,звали:Гаврила Алексич, Збыслав Якунович ,Яков,Миша ,Савва и Ратмир .
3)Автор сравнивает сердца " мужей Александровых" с львиными ,храбрыми в ратных подвигах,бесстрашными ,перед смертью.
4)Александр Невский называет народом "высокомерным " немцев,на которых он пошёл войной," на землю Немецкую".Они похвалялись "посрамим народ славянский славянский",но совершили ошибку,взяв Псков не остановились.Взять Александра "голыми руками", им не удалось,они были разгромлены на Чудском озере.Блестящее решение князя,тактика утопить тяжёлых крестоносцев,которых не выдержал лёд.Александр молился Богу,веря в свои силы,просил разрешить спор " с высокомерием".