Свежий и чистый воздух, кристальная вода в реках, лазурное море, густые и зеленые леса и луга – трудно перечесть все природные красоты, дарящие человеку свою целебную силу, гармонию и отдохновение. Увы, сегодня все эти бесценные блага находятся в достаточно серьезной опасности, которая долгие годы зрела и создавалась неблагодарным человечеством.
Привычка к безжалостной эксплуатации природы, бездумное и алчное использование ее ресурсов могут привести к всеобъемлющей катастрофе, которая безвозвратно поглотит все лучшее, что есть на земле, оставляя жестокому и столь недальновидному человеку лишь скудность бесплодной пустыни.
К счастью, сегодня многочисленные общества охраны природы с готовностью принимают на себя заботы об окружающей среде, открыто борясь с теми, кто посягает на ее девственную чистоту. В наши дни многие предприятия стараются переходить на более щадящие для природы и энергосберегающие режимы работы, что существенно снизит опасность всяческих загрязнений.
Однако это вовсе не означает, что роль каждого человека в деле защиты природы пренебрежительно мала. Напротив, чистота родного края – это, в первую очередь, достижение каждого его жителя. И разводя костры или разбрасывая мусор, не стоит ожидать, что последствия данного вреда будут устранены какими-либо чудесными силами или общими усилиями крупных международных организаций. Не стоит сетовать на загазованный воздух и загрязненные зеленые рекреации, стараясь при этом самоустраниться от этих проблем. Ведь охрана природы – это дело всех и каждого в отдельности, и желаемый порядок следует, прежде всего, начинать с самого себя.
И тогда материнская доброта природы вновь заключит человека в свои щедрые объятия, от души одаривая его всеми своими благами. И к этому дню мы сможем дойти лишь общими усилиями, честным трудом и чистыми, бескорыстными помыслами.
Первые три строфы посвящены описанию внешности бабушки. Героиня пристально вглядывается в незнакомые, но такие дорогие черты лица. Эпитеты, используемые в этой части стихотворения, создают образы холода, неприступности и чистоты. Бабушка – не живая женщина, она принадлежит к другому миру. Какому? ответ дается в четвертой строфе, где появляется образ «ненасытимой прорвы земли». Смерть – мир, к которому принадлежит бабушка, именно этим и объясняются образы холода в первых строфах. Поэтесса скорбит о ранней смерти бабушки, с горечью осознавая, что с уходом человека все его переживания и чувства остаются утраченными. Цветаева переживает о нереализованных возможностях личности, о том, как ничтожно мало успевает сделать человек за свою жизнь.
Задаваясь вопросом, исчезают ли мысли и переживания людей с их уходом или частью этого творческого потенциала наделяются потомки, поэтесса осознает родственность душ бабушки и внучки. Цветаеву объединяют с бабушкой «мятежные» черты характера, дух бунтарства.
Стихотворение «Бабушке» написано напоминающим ритм вальса трехстопным дактилем, смешанной рифмой. Цветаева использовала для написания произведения перекрестную рифму. В произведении преобладают открытые рифмы.
В стихотворении присутствует аллитерация, создающая эффект плавного скольжения танцевальной пары; также поэтесса использует ассонанс. Повторы гласных «е» и «и» придают лиричность и напевность произведению. При многократных (58 раз) повторов гласной «а» обозначается целеустремленность и твердость характера героини.
Большинство предложений стихотворения эмоционально окрашены: чувство печали и отдаленности создают односоставные, именные предложения. Цветаева ищет сходство с бабушкой, знакомой лишь по портрету, поэтому в небольшом по объему произведении используется четыре предложения-вопроса. Вопросы усиливаются восклицательными обращениями: «Юная бабушка! Кто целовал Ваши надменные губы?».
Стихотворение насыщено тропами и стилистическими фигурами: олицетворениями (прорва земли), повторами (бабушка, юная), эпитетами (ледяного лица, продолговатый и твердый овал, надменные губы), метафорами (жестокий мятеж в сердце, платья раструбы). Они использованы для передачи эмоционального состояния героини.
Привычка к безжалостной эксплуатации природы, бездумное и алчное использование ее ресурсов могут привести к всеобъемлющей катастрофе, которая безвозвратно поглотит все лучшее, что есть на земле, оставляя жестокому и столь недальновидному человеку лишь скудность бесплодной пустыни.
К счастью, сегодня многочисленные общества охраны природы с готовностью принимают на себя заботы об окружающей среде, открыто борясь с теми, кто посягает на ее девственную чистоту. В наши дни многие предприятия стараются переходить на более щадящие для природы и энергосберегающие режимы работы, что существенно снизит опасность всяческих загрязнений.
Однако это вовсе не означает, что роль каждого человека в деле защиты природы пренебрежительно мала. Напротив, чистота родного края – это, в первую очередь, достижение каждого его жителя. И разводя костры или разбрасывая мусор, не стоит ожидать, что последствия данного вреда будут устранены какими-либо чудесными силами или общими усилиями крупных международных организаций. Не стоит сетовать на загазованный воздух и загрязненные зеленые рекреации, стараясь при этом самоустраниться от этих проблем. Ведь охрана природы – это дело всех и каждого в отдельности, и желаемый порядок следует, прежде всего, начинать с самого себя.
И тогда материнская доброта природы вновь заключит человека в свои щедрые объятия, от души одаривая его всеми своими благами. И к этому дню мы сможем дойти лишь общими усилиями, честным трудом и чистыми, бескорыстными помыслами.
Задаваясь вопросом, исчезают ли мысли и переживания людей с их уходом или частью этого творческого потенциала наделяются потомки, поэтесса осознает родственность душ бабушки и внучки. Цветаеву объединяют с бабушкой «мятежные» черты характера, дух бунтарства.
Стихотворение «Бабушке» написано напоминающим ритм вальса трехстопным дактилем, смешанной рифмой. Цветаева использовала для написания произведения перекрестную рифму. В произведении преобладают открытые рифмы.
В стихотворении присутствует аллитерация, создающая эффект плавного скольжения танцевальной пары; также поэтесса использует ассонанс. Повторы гласных «е» и «и» придают лиричность и напевность произведению. При многократных (58 раз) повторов гласной «а» обозначается целеустремленность и твердость характера героини.
Большинство предложений стихотворения эмоционально окрашены: чувство печали и отдаленности создают односоставные, именные предложения. Цветаева ищет сходство с бабушкой, знакомой лишь по портрету, поэтому в небольшом по объему произведении используется четыре предложения-вопроса. Вопросы усиливаются восклицательными обращениями: «Юная бабушка! Кто целовал Ваши надменные губы?».
Стихотворение насыщено тропами и стилистическими фигурами: олицетворениями (прорва земли), повторами (бабушка, юная), эпитетами (ледяного лица, продолговатый и твердый овал, надменные губы), метафорами (жестокий мятеж в сердце, платья раструбы). Они использованы для передачи эмоционального состояния героини.