Все лирические произведения Лермонтова пронизывают философские мотивы. Наиболее полно они выражены в стихотворениях «Отрывок» («На жизнь надеяться страшась…», «Ночь» (I-III), «Когда б в покорности незнанья…», «Чаша жизни», «Парус» и особенно в лирическом монологе «1831-го июня 11 дня». Под ношей бытия не устает И не хладеет гордая душа; Судьба ее так скоро не убьет, А лишь взбунтует; мщением дыша Против непобедимой, много зла Она свершить готова, хоть могла Составить счастье тысячи людей: С такой душой ты бог или злодей… Пафосом философской лирики Лермонтова является его стремление к самопознанию, желание определить свое отношение к людям и к миру. В центре внимания поэта — столкновение дьявольского и божественного в душе человека. Эту проблему автор унаследовал от Байрона, который также ставил перед собой философские вопросы. Во многих случаях в самой постановке подобных вопросов и у Байрона, и у Лермонтова намечаются ответы. Лермонтов задумывается над извечным вопросом о смысле жизни и находит его не в гармонии и покое, не в покорном подчинении судьбе, а в стремительном движении вперед, в борьбе и исканиях. Это наиболее ярко выражено в стихотворениях «Парус», «Я жить хочу! хочу печали…». Пора, пора насмешкам света Прогнать спокойствия туман; Что без страданий жизнь поэта? И что без бури океан? («Я жить хочу! хочу печали…») Лермонтов отвергает настоящее и все надежды возлагает на будущее, в котором только и возможно идеальное устройство жизни («Оставленная пустынь предо мной…», «На жизнь надеяться страшась…»). Поэт понимает, что бегство от действительности невозможно и лишено смысла. Чем зорче он вглядывался в жизнь, тем яснее ему становилось, что нельзя быть равнодушным к бедам человеческим — со злом надо бороться, а не убегать от него. Бездействие примиряет с существующей несправедливостью, оно обусловливает одиночество и стремление жить в замкнутом мире собственного «Я». И самое страшное — оно порождает равнодушие к миру и людям. Душа сама собою стеснена, Жизнь ненавистна, но и смерть страшна. Находишь корень мук в себе самом, И небо обвинить нельзя ни в чем! («1831-го июня 11 дня») Лермонтова-философа волнует вопрос о взаимосвязи человека и природы, он пытается осмыслить свое место во вселенной («Мой дом», «Небо и звезды», «Для чего я не родился…»). Он заявляет о несправедливости вселенских и человеческих законов и выступает с обвинением против Бога, в котором иногда готов видеть виновника мирового зла («Ночь. I», «Ночь. II»), Поэта волнует «загадка жизни и смерти», он часто поднимает тему бессмертия души, но при этом склонен к утверждению материальной жизни как наиболее близкой и понятной («К деве небесной», «Земля и небо», «Что толку жить!.. Без приключений…»). С детских лет отзывается в наших сердцах благородный голос Лермонтова, пробуждающий отвагу, утверждающий чувства долга и чести. Этот голос никогда не перестанет восхищать и волновать читателей. В последнее время мы все чаще обращаемся к духовному наследию наших великих поэтов и писателей, открывая в их творчестве новые стороны, заставляющие нас совершенно иначе посмотреть на мир.
Вначале описывается встреча поэта и его возлюбленной. Пушкин характеризует этот момент яркими и выразительными эпитетами( гений чистой красоты, чудное мгновенье, мимолётное виденье) . Любовь для поэта-это глубокое чувство. Дальнейшие 3 строфы описывают следующий этап-изгнание. Тяжёлые времена в жизни Пушкина, полное жизненных испытаний, а также этап взросления. В дальнейшем поэт встречает свою любовь молодости, о чём и говорят заключительные строфы стихотворения. Вместе с музой к нему возвращается вдохновение. Стих написан пятистопным ямбом с перекрёстной рифмой. ритм чёткий.