Главный герой рассказа иона потапов - старый извозчик, недавно похоронивший сына. его постоянно одолевают грусть и тоска, на сердце тяжело и хочется выговориться. он постоянно пытается завести разговор со своими седоками, но непрерывно натыкается на стену равнодушия и холодности. писателю мастерски удается передать образ и настроение героя, который кажется маленьким заблудившимся мальчиком, на которого всем окружающим просто наплевать. дворянам, своими проблемами, нет никакого дела до какого-то бедного извозчика. их души и сердца пусты, холодны и неспособны к состраданию. и даже коллега ионы потапова - молодой извозчик, проснувшийся, чтобы попить воды, остается глух к душевному порыву старика. по мере развития сюжета чувства извозчика открываются нам все больше и глубже. читателю передается его одиночество, особенно ближе к концу произведения, когда автор делает упор на том, что ионе потапову надо рассказать о болезни сына, о похоронах, о дочери в деревне и много о чем еще. «слушатель должен охать, вздыхать, причитывать…» в этом предложении открывается вся потребность бедного старика в стороннем участии, в поддержке и сострадании. и пусть это сострадание и не будет идти от самого сердца, но даже малейшая его видимость может человеку справиться со своим горем. в итоге иона открывается своей лошадке, и этим чехов показывает, что в нашем мире животные гораздо участливее человека. и пусть не сможет эта лошаденка ничего сказать, но зато не отвернется от тебя, не , не уйдет в трудную минуту. рассказ, как большинство произведений чехова, пропитан духом реализма. действительность предстает перед нами такой, какая она есть, без всяких прикрас. и, к сожалению, эта действительность оставляет желать лучшего. с одной стороны, это несправедливость социального устройства: возможно, если бы извозчик был богат, то его сына смогли бы вылечить, и трагических последствий можно было бы избежать. с другой - человеческая черствость: прояви хоть один из попутчиков ионы потапова участие к его горю, и на душе у обоих стало бы чуточку светлее. рассказ «тоска» еще раз доказывает, что антон павлович чехов настоящий мастер слова. несмотря на небольшой объем произведения, автор не забывает о деталях. с первых секунд чтения настолько погружаешься в обстановку рассказа, что как наяву представляешь кружащиеся в свете фонаря снежинки, неподвижного заснеженного извозчика с его лошадкой, слышишь уличный шум и крики прохожих. невозможно не проникнуться участием к главному герою, не получается остаться равнодушным. данное произведение классика актуально и по сей день. люди в суматохе дней, под гнетом собственных забот забывают о тех, кому необходимо простое человеческое тепло. а насколько проще было бы жить, если бы у каждого из нас нашлось хотя бы одно ласковое слово для человека, в
в 1823-1831 годах пушкин работал нам его самым любимымпроизведением «евгений онегин». этот роман стал одним из самых значительных произведений словесности. в нем пушкин раскрывает много проблем, некоторые из них: проблема счастья и долга, проблема поиска смысла жизни. евгений онегин – молодой дворянин, «родился на брегах невы», живет обычной светской жизнью, известен в петербурге: бывало, он еще в постели: к нему записочки несут. что? приглашенья? в самом деле, три дома на вечер зовут… он получил хорошее образование: …умел судить о том, как государство богатеет и чем живет, и почему не нужно золота ему. но онегину вся эта жизнь «золотой молодежи» надоедает, и он поддается хандре и уезжает в деревню, где должен получить наследство от дяди. там он знакомится с в. ленским и т. лариной. ленский – его друг, а также прямая противоположность. как выразился пушкин: «от делать нечего друзья.» татьяна ларина – любимая героиня поэта. пушкин с любовью описывают ее внешность, «милую простоту», силу ее чувств, характер, образ мыслей: итак, она звалась татьяной. ни красотой сестры своей, ни свежестью ее румяной не привлекла б она очей. татьяна влюбляется в онегина и пишет ему письмо, которое «живо трогает» онегина, но он не может ей ответить взаимностью. спустя время татьяна выходит замуж за генерала и становится светской красавицей. в онегине, увидавшего ее такой, вспыхивает горячая любовь к ней, но татьяна уже не может принять его любви: я вас люблю (к чему но я другому отдана; и буду век ему верна. татьяна, в отличии от онегина, родилась и выросла в деревне, а евгений — в столице. ее воспитывают няня, природа россии, семейный уклад. герой же был отдан с раннего детства на руки "мadame и моnsier". " душою", героиня воспринимает жизнь в деревне спокойно. она живет в гармонии с природой, поэтому не испытывает скуки, тоски. татьяна — цельная и богатая натура, а не пустой сосуд, который требует заполнения. героиня любит читать романы, которые ей заполняют однообразие жизни, будят воображение: ей рано нравились романы; они ей заменяли все; она влюблялася в обманы и ричардсона и руссо. татьяна, начав свое письмо вежливым обращением на «вы»: «я вам пишу…», постепенно уверяет себя в том, что онегин – ее герой, ее спаситель и защитник, и переходит на «ты»: «я твоя»; «я знаю, ты мне послан богом»; «ты в сновиденьях мне являлся». но в конце письма, как будто одумавшись, она снова переходит на «вы» («ваша честь»). из письма онегина видно, какой он представляет женщину, которой решил признаться в любви. предвижу все: вас оскорбит печальной тайны объясненье. какое горькое презренье ваш гордый взгляд изобразит! я не могу представить презрение во взгляде пушкинской героини. татьяна способна сочувствовать и любить, но презирать совсем не в характере пушкинского идеала женщины. онегин слышит «гневный укор», предвидит «злобное веселье» со стороны татьяны.зато себя немолодой «повеса» видит в самом привлекательном свете. белинский предсказал бессмертие романа: «пусть идет время и приводит собой новые потребности, новые идеи, пусть растет общество и обгоняет «онегина»: как бы далеко оно ни ушло, но всегда оно будет любить эту поэму, всегда будет останавливать на ней исполненный любви и взор…»