В "Бородине" в полную силу звучит мотив противопоставления "богатырям" "нынешнего племени", современников, не на подвиги, утративших духовную связь с народом. Этот разрыв между Россией дворянской и Россией народной трагически осмысливается поэтом. Народная Россия живет по истинным человеческим законам, когда индивидуальность, личность не противопоставляет себя обществу, но черпает силу в своем единении с народом. Солдат, ведущий повествование в "Бородине", говорит одновременно и от своего лица, и от лица всех защитников Отечества. Неслучайно в стихотворении постоянно встречается местоимение "мы". Лермонтов вскрывает основополагающее свойство русской народной психологии: личность существует не сама по себе, но в слиянии с общиной. Это, по убеждению Лермонтова, и принесло победу русскому войску. Поэт нашел удивительную "точку отсчета": на сражение он смотрит не глазами полководца, как это было принято, а глазами обычного рядового солдата, чей героизм сказался не в совершении выдающихся подвигов, но в самом строе мыслей, поведении, мироощущении. В этом незаметном рядовом героизме и есть истинная причина победы России. Кто вел войска русские в бой? Царь? Генералы? Ничего подобного, народ шел сам, повинуясь внутреннему порыву, стремясь отстоять Отечество, освободить Русь.
Не полководцы вели солдат в сражение, но сами солдаты направляли удар, торопили "командиров":
1. "Был в ту пору мастер Прокопьич".
2. "Вот так-то и дошло дело до Данилки Недокормыша".
3. "На рожке он играть научился — куда старику! "
4. "Какой еще терпеливый выискался! Теперь знаю, куда его поставить, коли живой останется".
5. "Хорошо Данилушке у этой бабушки Вихорихи пожилось".
6. " У нас мастерство строгое".
7. "На каждый день Прокопьич Данилушке работу дает, а все забава".
8. "Только с той поры Данилушке не стало вольготного житья".
9. " Чаша-то у него живой рукой и вышла из дела".
10. "Вот Данилушко сидит над этой чашей по чертежу-то, а сам про другое думает".
11. "С той поры и стал чуть не каждый день в лес бегать".
12. " Гладко да ровно, узор чистый, резьба по чертежу, а красота где? "
13. "Данилушко, как услышал про каменный цветок, давай спрашивать старика".
14. "Обрадовался Данилушко, скорей за лошадью побежал, привез камень домой".
15. "Сидит над этой своей чашей, придумывает, как бы поправить, лучше сделать".
15. "Данилушко поднял голову, а напротив, у другой-то стены, сидит Медной горы Хозяйка".
16. "На этих кустах большие зеленые колокольцы малахитовы и в каждом сурьмяная звездочка".
17. " По обряду невеста с подружками провожать жениха пошла".
18. "Потом взял балодку да как ахнет по дурман-цветку, — только схрупало. Так с той поры Данилушку и найти не могли".
Объяснение:
В "Бородине" в полную силу звучит мотив противопоставления "богатырям" "нынешнего племени", современников, не на подвиги, утративших духовную связь с народом. Этот разрыв между Россией дворянской и Россией народной трагически осмысливается поэтом. Народная Россия живет по истинным человеческим законам, когда индивидуальность, личность не противопоставляет себя обществу, но черпает силу в своем единении с народом. Солдат, ведущий повествование в "Бородине", говорит одновременно и от своего лица, и от лица всех защитников Отечества. Неслучайно в стихотворении постоянно встречается местоимение "мы". Лермонтов вскрывает основополагающее свойство русской народной психологии: личность существует не сама по себе, но в слиянии с общиной. Это, по убеждению Лермонтова, и принесло победу русскому войску. Поэт нашел удивительную "точку отсчета": на сражение он смотрит не глазами полководца, как это было принято, а глазами обычного рядового солдата, чей героизм сказался не в совершении выдающихся подвигов, но в самом строе мыслей, поведении, мироощущении. В этом незаметном рядовом героизме и есть истинная причина победы России. Кто вел войска русские в бой? Царь? Генералы? Ничего подобного, народ шел сам, повинуясь внутреннему порыву, стремясь отстоять Отечество, освободить Русь.
Не полководцы вели солдат в сражение, но сами солдаты направляли удар, торопили "командиров":