В 968 году впервые на Русь пришли кочевники-печенеги. Киевский князь Святослав воевал с Византией и был далеко от дома. Недалеко от города был только небольшой отряд воеводы Претича. Отрок-киевлянин совершил следующий подвиг: он вышел из города и через стан врагов, говоря по-печенежски. Если бы враги догадались, что он киевлянин, они бы схватили и убили его. Хитрость воеводы Претича заключалась в том, что он не признался печенежскому князю, что Святослав далеко от Киева, а сказал ему, будто он, воевода, возглавляет передовой отряд, а русский князь с бесчисленным войском идет следом. Печенежский князь испугался, попросил мира и отступил от города. Повествование заканчивается тем, что Святослав возвращается из чужой земли и прогоняет печенегов в поле. Последними словами летописец подчеркивает, что самое важное для человека — это мир. Летописец с уважением относится к героическому поступку отрока, который смог пройти через вражеский стан и под стрелами переплыть Днепр, с пониманием относится к вынужденной хитрости Претича и не одобряет Святослава. Это неодобрение выражается в словах киевлян: «Ты, князь, ищешь чужой земли и о ней заботишься, и свою покинул». Беды и голода могло бы не случиться, если бы Святослав был не в Переяславце на Дунае, а на родной земле. Герои прочитанного летописного рассказа в большинстве своем занимают высокое положение: Претич — воевода, он заключает мир с печенежским князем; Святослав — русский князь, княгиня Ольга — его мать. Не занимает высокое положение только отрок, но его можно по справедливости назвать выдающимся храбрецом. Повествование о подвиге отрока-киевлянина может служить современности, являя пример мужества и самоотверженности ради родной земли. В «Повесть временных лет» включены также народные предания — рассказ о юноше-кожемяке (под 992 г.) и рассказ о белгородском киселе (под 997 г.). В «Сказании о кожемяке» ремесленник-кожемяка посрамляет княжескую дружину и Русь от набега печенегов. Он совершил подвиг, которого не мог совершить ни один из дружинников князя Владимира — победил могучего печенежского воина. «Сказание о белгородском f киселе» — история об обмане печенегов хитростью, когда они осадили Белгород и в городе был сильный голод. Тогда по совету мудрого старика остатки киселя и мёда были опущены в колодец, а после эти колодцы были показаны печенегам. Печенеги решили, что они никогда не возьмут город измором и ушли обратно в степи. Герои этих преданий — не князья, а простые русские люди, своей личной инициативой освобождающие родную землю
«ПОДВИГ ОТРОКА-КИЕВЛЯНИНА И ХИТРОСТЬ ВОЕВОДЫ ПРЕТИЧА» 1. Пришли впервые печенеги на Русскую землю, а Святослав был тогда в Переяславце на Дунае. 2. И затворилась Ольга в Киеве со внуками своими. 3. Осадили печенеги город силою великой. 4. Стали тужить люди в городе, искать, кто бы мог перейти на ту сторону... 5. Один отрок вышел из города с уздечкой, чтобы подумали — коня ищет, свой. 6. Сообщил отрок дружине. 7. Пришел воевода по имени Претич. Печенеги подумали, что пришел князь, и сбежали из города. 8. Претич сказал, что за ним идет войско. 9. Претич и печенежский князь подали друг другу руки. 10. Послание киевлян Святославу. 11. Возвращение Святослава и установленный им мир с печенегами.
И ХИТРОСТЬ ВОЕВОДЫ ПРЕТИЧА»
1. Пришли впервые печенеги на Русскую землю, а Святослав был тогда в Переяславце на Дунае.
2. И затворилась Ольга в Киеве со внуками своими.
3. Осадили печенеги город силою великой.
4. Стали тужить люди в городе, искать, кто бы мог перейти на ту сторону...
5. Один отрок вышел из города с уздечкой, чтобы подумали — коня ищет, свой.
6. Сообщил отрок дружине.
7. Пришел воевода по имени Претич. Печенеги подумали, что пришел князь, и сбежали из города.
8. Претич сказал, что за ним идет войско.
9. Претич и печенежский князь подали друг другу руки.
10. Послание киевлян Святославу.
11. Возвращение Святослава и установленный им мир с печенегами.