"старый хорь" получил свое прозвище, поселясь, как хорек, в лесу на пустом болоте. за ужином автор спрашивает полутыкина, почему хорь у него живёт отдельно, и тот рассказывает, что примерно 25 лет назад дом хоря в деревне сгорел, и он пришёл к отцу полутыкина с просьбой переселить его на болото, на выселки, пообещав за такое разрешение платить хороший оброк. полутыкин-старший согласился и положил хорю оброку 50 рублей. тот повёл хозяйство как подобает, разбогател и теперь платит уже целых 100 рублей оброку. полутыкин сказал, что он даже собирается «ещё накинуть» . полутыкин неоднократно предлагал хорю откупиться, но тот отказывался, ссылаясь на то, что у него якобы нет денег.
Интересное мнение по поводу морали этой знаменитой басни создается у читателей. ведь каждый для себя видит в ней что-то свое, близкое, особенное и понятное. при этом расставляются акценты на том месте, где, как кажется читателю, скрыт самый важный смысл, который поучает и . одни, например, видят, что вся главная суть басни выражена лишь в заключительных словах басни: «ай, моська! знать она сильна, что лает на слона! » другие видят главный смысл в том, что именно таким шумным и вроде бы бестолковым действием можно произвести выгодное мнение на окружающих. но на людей умных и проницательных этот прием не действует, ведь им важнее всего не слыть кем-то, а быть.