По существу, учительница дает мальчику самый главный нравственный урок,- урок доброты, неравнодушия к чужой беде. лидия михайловна понимает, насколько тяжело мальчику, оторванному от дома и родных. но сам главный герой, привыкший к суровым условиям, не принимает от учительницы. мальчику тяжело бывать у неё в гостях, пить чай, которым она его угощает. и тогда лидия михайловна идет на хитрость- отправляет ему посылку. но откуда городской девушке знать, что в глухой деревеньке нет и не может быть таких продуктов, как макароны и гематоген. однако учительница не оставляет мыслей мальчику. её выход прост и оригинален. она начинает играть с ним на деньги, причём старается делать все возможное, чтобы выиграл именно он. в этом поступке проявляется удивительная доброта молодой учительницы. название рассказа "уроки французского" заставляет задуматься и о роли учебного предмета "французский язык" в суровые послевоенные годы. тогда изучение иностранных языков казалось роскошью, ненужной и бесполезной. а тем более лишним казался французский язык в деревне где, ученики едва-едва могли освоить основные предметы. но все эти уроки мальчик запоминает на всю жизнь.