Для писателя человек является предметом его творческих исследований, поэтому он интересен всегда. Но есть периоды в жизни каждого наиболее яркие, сложные, кризисные. К таким относится отрочество.
Переходный, переломный, трудный называют этот возраст психологи, педагоги и родители. Как известно, слово «отрок» происходит от древнерусского «отрокъ» - «слуга, работник». Это общеславянское слово. Оно образовано с отрицательного префикса «от» -(«не») и корня ««рок» - говорящий (rekti- говорить). Буквально «не говорящий, не имеющий права говорить» (на вече).
Особенно интересно, что однокоренным является слово « отрицать»-1) опровергать что- либо, не соглашаться с чем- либо;2) выступать противником чего- либо. Именно это слово как нельзя лучше характеризует поведение человека в возрасте от 11-12 до 15-16 лет. Не случайно отрочество явилось объектом глубокого художественного исследования таких великих писателей, как Л.Н.Толстой (« Детство. Отрочество. Юность») и Ф.М.Достоевский («Подросток»).
Были финалистами премий имени Крапивина и Михалкова. В 2015 году стали лауреатами премии « Размышления о маленьком принце». И наконец, книга « Шекспиру и не снилось!», о которой пойдет речь в нашем исследовании, заняла 2 место в 2011-2012 году на конкурсе Книгуру.
Мы выбрали данную тему, так как она созвучна нам, семиклассникам, ведь её героями являются ученики 7А класса.
Название сборника рассказов звучит одновременно драматично и иронично. Как известно, бурное проявление страстей на грани трагедии мы называем шекспировскими страстями. Персонажами великого драматурга являются короли, принцы, представители знатных родов; их волнуют вечные вопросы бытия, жизни и смерти, выбора пути, любовные переживания, проблемы отцов и детей, долга, ревности, зависти. Точно такие же вопросы, с таким же накалом страстей каждый день мучают и героев Жвалевского и Пастернак - обыкновенных семиклассников. Впрочем, почему обыкновенных? Нет, так нельзя назвать людей, находящихся в переходном, кризисном возрасте. «Кризис» в переводе с греческого означает « суд». Не авторы судят своих героев - они сами с позиции своих 13 лет выносят приговор миру и самим себе.
Главной особенностью почти всех рассказов сборника является монологичность. Это даёт возможность авторам раскрыть внутренний мир подростка изнутри, а юному читателю – увидеть себя в герое, взрослым – узнать, что же на самом деле чувствует и думает тот, кого привыкли считать трудным.
Ярким примером монолога являются рассказы « Неудачница», « На войне», «Назло», « Правда». Какие говорящие названия, раскрывающие противостояние личности с миром, её самооценку, стремление к справедливости
Как утверждают психологи, в младшем возрасте детей преследуют страхи перед незнакомыми людьми, а в отрочестве – боязнь не оправдать ожидания взрослых, упасть в глазах ровесников.
Героиня рассказа «Неудачница» Лера – отличница, надежда школы в олимпиаде по математике и главная ставка тренера на победу в бальных танцах. Как всегда это бывает у современных ответственных детей, перегруженных всевозможными занятиями, у девочки всё совпало: олимпиада по математике и танцевальный конкурс. И становится жалко ребёнка, когда читаешь о радости Леры из-за того, что в промежутке между мероприятиями она успеет сделать причёску, перекусить. Так естественно для неё звучит фраза, что в субботний день она тихонько встала , чтобы не разбудить отдыхающую маму. Такой ритм жизни многим взрослым даже не снился.
Как трудно справиться с грузом ответственности юной героине – все надеются на её победу: и учитель математики, и тренер. И в итоге – второе место. Неудачница! Да, действительно, в этом юном возрасте они ещё не научились перекладывать ответственность на других, поэтому Часто воспринимают не победу как провал.
Обострённое чувство правды, справедливости заставляют героев Жвалевского и Пастернак в одиночку мучиться в поисках выхода: сказать правду о том, кто поставил две пятёрки в журнал, или же скрыть. Один из редких примеров в данном произведении, да и в жизни,- рассказ «Правда», когда мама даёт урок своей дочери, предпочитая заплатить штраф гаишнику, чем выкручиваться перед ним. Хотя раньше одна её улыбка решала проблему. И Маша решается: она находит в себе силы не заложить, а сказать мальчику, который ей нравится, сказать правду. Поступок, достойный уважения, так как пойти одной против общественного мнения всегда трудно.
Для писателя человек является предметом его творческих исследований, поэтому он интересен всегда. Но есть периоды в жизни каждого наиболее яркие, сложные, кризисные. К таким относится отрочество.
Переходный, переломный, трудный называют этот возраст психологи, педагоги и родители. Как известно, слово «отрок» происходит от древнерусского «отрокъ» - «слуга, работник». Это общеславянское слово. Оно образовано с отрицательного префикса «от» -(«не») и корня ««рок» - говорящий (rekti- говорить). Буквально «не говорящий, не имеющий права говорить» (на вече).
Особенно интересно, что однокоренным является слово « отрицать»-1) опровергать что- либо, не соглашаться с чем- либо;2) выступать противником чего- либо. Именно это слово как нельзя лучше характеризует поведение человека в возрасте от 11-12 до 15-16 лет. Не случайно отрочество явилось объектом глубокого художественного исследования таких великих писателей, как Л.Н.Толстой (« Детство. Отрочество. Юность») и Ф.М.Достоевский («Подросток»).
Были финалистами премий имени Крапивина и Михалкова. В 2015 году стали лауреатами премии « Размышления о маленьком принце». И наконец, книга « Шекспиру и не снилось!», о которой пойдет речь в нашем исследовании, заняла 2 место в 2011-2012 году на конкурсе Книгуру.
Мы выбрали данную тему, так как она созвучна нам, семиклассникам, ведь её героями являются ученики 7А класса.
Название сборника рассказов звучит одновременно драматично и иронично. Как известно, бурное проявление страстей на грани трагедии мы называем шекспировскими страстями. Персонажами великого драматурга являются короли, принцы, представители знатных родов; их волнуют вечные вопросы бытия, жизни и смерти, выбора пути, любовные переживания, проблемы отцов и детей, долга, ревности, зависти. Точно такие же вопросы, с таким же накалом страстей каждый день мучают и героев Жвалевского и Пастернак - обыкновенных семиклассников. Впрочем, почему обыкновенных? Нет, так нельзя назвать людей, находящихся в переходном, кризисном возрасте. «Кризис» в переводе с греческого означает « суд». Не авторы судят своих героев - они сами с позиции своих 13 лет выносят приговор миру и самим себе.
Главной особенностью почти всех рассказов сборника является монологичность. Это даёт возможность авторам раскрыть внутренний мир подростка изнутри, а юному читателю – увидеть себя в герое, взрослым – узнать, что же на самом деле чувствует и думает тот, кого привыкли считать трудным.
Ярким примером монолога являются рассказы « Неудачница», « На войне», «Назло», « Правда». Какие говорящие названия, раскрывающие противостояние личности с миром, её самооценку, стремление к справедливости
Как утверждают психологи, в младшем возрасте детей преследуют страхи перед незнакомыми людьми, а в отрочестве – боязнь не оправдать ожидания взрослых, упасть в глазах ровесников.
Героиня рассказа «Неудачница» Лера – отличница, надежда школы в олимпиаде по математике и главная ставка тренера на победу в бальных танцах. Как всегда это бывает у современных ответственных детей, перегруженных всевозможными занятиями, у девочки всё совпало: олимпиада по математике и танцевальный конкурс. И становится жалко ребёнка, когда читаешь о радости Леры из-за того, что в промежутке между мероприятиями она успеет сделать причёску, перекусить. Так естественно для неё звучит фраза, что в субботний день она тихонько встала , чтобы не разбудить отдыхающую маму. Такой ритм жизни многим взрослым даже не снился.
Как трудно справиться с грузом ответственности юной героине – все надеются на её победу: и учитель математики, и тренер. И в итоге – второе место. Неудачница! Да, действительно, в этом юном возрасте они ещё не научились перекладывать ответственность на других, поэтому Часто воспринимают не победу как провал.
Обострённое чувство правды, справедливости заставляют героев Жвалевского и Пастернак в одиночку мучиться в поисках выхода: сказать правду о том, кто поставил две пятёрки в журнал, или же скрыть. Один из редких примеров в данном произведении, да и в жизни,- рассказ «Правда», когда мама даёт урок своей дочери, предпочитая заплатить штраф гаишнику, чем выкручиваться перед ним. Хотя раньше одна её улыбка решала проблему. И Маша решается: она находит в себе силы не заложить, а сказать мальчику, который ей нравится, сказать правду. Поступок, достойный уважения, так как пойти одной против общественного мнения всегда трудно.