«Постигнуть мудрое устройство природы, ее силу и хрупкость, могущество ее законов и незащищенность».
Ю.Нагибин
Ход урока.
Проверка домашнего задания.
- Пересказ.
Аналитическая работа по второй части.
- Находим предложение, с которого начинается вторая часть, и анализируем ее.
("Едва они ступили в лес и тяжко груженные снегом еловые лапы сомкнулись за их спиной, как сразу перенеслись в иной, зачарованный мир покоя…")
- Что удивительного показал мальчик своей учительнице в зимнем лесу? (дети перечисляют).
- Теперь Савушкин открывает своей учительнице удивительный мир зимней природы и терпеливо объясняет его тайны.
- Как появляется в рассказе зимний дуб?
(«И вот не щель, а широкий, залитый солнцем просвет возник впереди, там что-то сверкало, искрилось, роилось ледяными звездами». Самого дуба ещё не видим, но чувствуем, что появится что-то необыкновенное, чудное)
- Перечитаем описание зимнего дуба. Какие изобразительные средства использовал автор при описании?
(Сравнения: как собор; его нижние ветки шатром раскинулись;
Метафоры: снег набился в глубокие морщины коры; ствол казался серебряными нитями; листья в снежных чехольчиках).
- Для чего писатель использовал эти изобразительные средства в этом описании?
(Чтобы лучше показать читателю красоту зимнего дуба, представить его наглядно)
- Почему дуб назван «великодушным стражем леса»?
(Потому что огромный, могучий, стоит, как страж. Он охраняет зимний сон живых существ: ежа, лягушки, жуков, ящерицы, козявок. Зимний дуб «великодушно» приютил их всех)
- Вспомним, как говорил об этом дереве Савушкин на уроке русского языка?
("Просто дуб - что! Зимний дуб - вот это существительное!")
- Прав ли был Савушкин, когда он привел «зимний дуб» примером на имя существительное?
- Какими словами Анна Васильева выразила своё восхищение дубом?
- Какие чувства испытала Анна Васильевна при виде этого сказочного дерева?

("...Робко шагнула" к нему, а "страж леса" тихо качнул ей навстречу ветвью.)
- Почему автор говорит: «Он продолжал водить её по своему мирку»?
(Другие не знают, даже не догадываются, что существуют такие тайны леса. Этот мир открыл мальчик)
- Что нового узнала о Савушкине Анна Васильевна в лесу? Почему она разрешила ему ходить в школу через лес? (заново открывала для себя Савушкина, который с увлечением рассказывал ей о том, что «тут этих ключей страсть как много», что «ручей-то и под снегом живой»;наблюдательный, внимательный человек. Может быть, в будущем станет таким же стражем леса, как и дуб)
- Изменилось ли отношение Анны Васильевны к мальчику? Какими фактами можно доказать? (Её размышление о мальчике как "чудесном и загадочном человеке»)
- Сравним, изменилась ли учительница сама? Какой урок получила Анна Васильевна? (Анна Васильевна теперь будет не снисходительной, как раньше, а по-настоящему внимательной, доброй, чуткой. Она обязательно будет очень хорошей учительницей! Этот день сделал Анну Васильевну мудрее и словно бы старше. Когда Анна Васильевна побывала в мире Савушкина, она многое открыла для себя. Ученик знал то, чего не знала учительница. В душе Анны Васильевны происходит осмысление жизни: каждый человек – это загадка, как тайна леса, которую надо отгадать.
Она увидела, как мальчик совершенно по-мужски заботится и о своей учительнице, и о «сохатом», который, по его мнению, может обидеться и уйти из леса. Такое отношение к природе человека, равного ей не только использовать, но защищать и уберегать её, и есть один из уроков, который Анна Васильевна сумела извлечь из этой прогулки по зимнему лесу и свидания с зимним дубом).)
- Вспомним: конфликт начался с опоздания Савушкина на урок, а теперь как разрешился этот конфликт? (Анна Васильевна поняла, почему опаздывал Савушкин, – она тот же путь, что и ее ученик. Теперь и Анна Васильевна, очарованная зимним лесом, забыла, что ей надо торопиться к маме ученика. Она вся во власти природы и опоздала)
Цели:
продолжить работу над содержанием произведения, выявлением главной мысли рассказа;
развивать чуткость к авторским средствам художественной выразительности;
обогащать опыт эстетического восприятия окружающей действительности;
развивать умение формулировать свои эмоционально-оценочные суждения;
развивать речевые навыки школьников, творческие речевые
воспитывать патриотическое отношение к природе.
Эпиграф:
«Постигнуть мудрое устройство природы, ее силу и хрупкость, могущество ее законов и незащищенность».
Ю.Нагибин
Ход урока.
Проверка домашнего задания.
- Пересказ.
Аналитическая работа по второй части.
- Находим предложение, с которого начинается вторая часть, и анализируем ее.
("Едва они ступили в лес и тяжко груженные снегом еловые лапы сомкнулись за их спиной, как сразу перенеслись в иной, зачарованный мир покоя…")
- Что удивительного показал мальчик своей учительнице в зимнем лесу? (дети перечисляют).
- Теперь Савушкин открывает своей учительнице удивительный мир зимней природы и терпеливо объясняет его тайны.
- Как появляется в рассказе зимний дуб?
(«И вот не щель, а широкий, залитый солнцем просвет возник впереди, там что-то сверкало, искрилось, роилось ледяными звездами». Самого дуба ещё не видим, но чувствуем, что появится что-то необыкновенное, чудное)
- Перечитаем описание зимнего дуба. Какие изобразительные средства использовал автор при описании?
(Сравнения: как собор; его нижние ветки шатром раскинулись;
Метафоры: снег набился в глубокие морщины коры; ствол казался серебряными нитями; листья в снежных чехольчиках).
- Для чего писатель использовал эти изобразительные средства в этом описании?
(Чтобы лучше показать читателю красоту зимнего дуба, представить его наглядно)
- Почему дуб назван «великодушным стражем леса»?
(Потому что огромный, могучий, стоит, как страж. Он охраняет зимний сон живых существ: ежа, лягушки, жуков, ящерицы, козявок. Зимний дуб «великодушно» приютил их всех)
- Вспомним, как говорил об этом дереве Савушкин на уроке русского языка?
("Просто дуб - что! Зимний дуб - вот это существительное!")
- Прав ли был Савушкин, когда он привел «зимний дуб» примером на имя существительное?
- Какими словами Анна Васильева выразила своё восхищение дубом?
- Какие чувства испытала Анна Васильевна при виде этого сказочного дерева?

("...Робко шагнула" к нему, а "страж леса" тихо качнул ей навстречу ветвью.)
- Почему автор говорит: «Он продолжал водить её по своему мирку»?
(Другие не знают, даже не догадываются, что существуют такие тайны леса. Этот мир открыл мальчик)
- Что нового узнала о Савушкине Анна Васильевна в лесу? Почему она разрешила ему ходить в школу через лес? (заново открывала для себя Савушкина, который с увлечением рассказывал ей о том, что «тут этих ключей страсть как много», что «ручей-то и под снегом живой»;наблюдательный, внимательный человек. Может быть, в будущем станет таким же стражем леса, как и дуб)
- Изменилось ли отношение Анны Васильевны к мальчику? Какими фактами можно доказать? (Её размышление о мальчике как "чудесном и загадочном человеке»)
- Сравним, изменилась ли учительница сама? Какой урок получила Анна Васильевна? (Анна Васильевна теперь будет не снисходительной, как раньше, а по-настоящему внимательной, доброй, чуткой. Она обязательно будет очень хорошей учительницей! Этот день сделал Анну Васильевну мудрее и словно бы старше. Когда Анна Васильевна побывала в мире Савушкина, она многое открыла для себя. Ученик знал то, чего не знала учительница. В душе Анны Васильевны происходит осмысление жизни: каждый человек – это загадка, как тайна леса, которую надо отгадать.
Она увидела, как мальчик совершенно по-мужски заботится и о своей учительнице, и о «сохатом», который, по его мнению, может обидеться и уйти из леса. Такое отношение к природе человека, равного ей не только использовать, но защищать и уберегать её, и есть один из уроков, который Анна Васильевна сумела извлечь из этой прогулки по зимнему лесу и свидания с зимним дубом).)
- Вспомним: конфликт начался с опоздания Савушкина на урок, а теперь как разрешился этот конфликт? (Анна Васильевна поняла, почему опаздывал Савушкин, – она тот же путь, что и ее ученик. Теперь и Анна Васильевна, очарованная зимним лесом, забыла, что ей надо торопиться к маме ученика. Она вся во власти природы и опоздала)