Одной из основных проблем рассказа л. н. толстого «после » является проблема моральной ответственности. интерес писателя на жизненной позиции человека; в центре произведения — этический поиск, попытка главного героя ответить на вопросы о смысле жизни, о добре и зле, правде и справедливости. причем сюжет построен таким образом, что вначале произведения читатель знакомится с уже сформировавшейся личностью, для которой идейно-нравственный поиск уже остался в прошлом. с высоты своего возраста и жизненного опыта герой, «всеми уважаемый иван васильевич», описывает один из судьбоносных случаев, произошедших с ним в молодости. при этом главный герой пытается оспорить общепринятую истину, что «для личного совершенствования необходимо прежде изменить условия, среди которых живут люди». удивительно, но жизнь человеческую может изменить всего одна ночь. от счастья — к разочарованию, от любви — к безразличию; такие переходы составляют жизнь каждого человека, они вырабатывают стойкость и твердые жизненные принципы. идейно-нравственная позиция личности формируется в активном взаимодействии с разными точками зрения на мир, с другими истинами. вбирая в себя или оспаривая ту или иную систему жизненных ценностей, личность все более точно и четко определяет собственную ценностную ориентацию в действительности. сопоставление разных истин —* это, прежде всего, внутренняя работа души и мысли, часто спор с самим собой — внутренний диалог. в результате и та истина, к которой приходит герой, — это не абстрактная безличная философия, но живов, эмоционально насыщенное, личностное и конкретное понимание мира героем. рассмотрим, какой путь проходит главный герой рассказа л. н. толстого «после ». началом всему была любовная . молодой, в полной мере жизнью человек встретил ту, о которой грезил: «высокая, стройная, грациозная и величественная». необычайная худоба не портила ее царственный вид, а очаровательное с ямочками и веселой улыбкой лицо и ласковые, милые, блестящие глаза могли заворожить любого. всю гамму эмоций герой подчеркивает в начале своего повествования: «как бывает, что вслед за одной вылившейся из бутылки каплей содержимое ее выливается большими струями, так и в моей душе любовь к вареньке освободила всю скрытую в моей душе способность любви». «какое-то восторженно-нежное чувство» молодой человек начинает испытывать и к отцу возлюбленной. герой подчеркивает, что, несмотря «а испытанный ужас и почти ощущаемую боль сердца, он до конца пытается понять псе произошедшее. та же неуловимая связь объединяет в его сознании образы возлюбленной и ее отца. герой страдает, мучится, пытается оправдать подобное наказание необходимостью. его мучения доказывают, что отнюдь не внешние обстоятельства и условия оказывают решающее влияние на формирование личности. всеобщая «правда» не всегда является всеобщим добром. очевидно, что для героя личная свобода, моральная ответственность за поступки й помыслы являются основными нравственными ценностями. человек, даже облеченный властью, не имеет морального права ущемлять свободу другого человека, а тем более подвергать кого-то телесным и душевным страданиям. в полной мере это утверждение соответствует канонам христианской веры: все помнят заповедь «не убий». герой испытывает глубокую неприязнь к любым формам насилия. даже любовь, сильная, всепоглощающая и всемогущая, не может его заставить отрешиться от веры в добро и справедливость. интересный факт: писатель, с глубокой болью рассказывавший о поругании человеческого достоинства, о невинно погубленных людях, был отлучен святейшим синодом от церкви и назван «еретиком», «служителем дьявола».
Рассказ «кавказский пленник» создан специально для себя. лев толстой работал над ним в 1872 году, упорно добиваясь простоты, естественности повествования. написанный после «войны и мира» , в период острых раздумий писателя о жизни, поисков ее смысла, «кавказский пленник» - тоже своего рода «война и мир» , только для у себя. и здесь, как в большой эпопее, разъединению и вражде людей, «войне» противопоставлено то, что связывает их воедино, - «мир» . и здесь есть своя «мысль народная» - утверждение, что простые люди разных национальностей могут найти взаимопонимание, потому что едины общечеловеческие нравственные ценности- любовь к труду, уважение к человеку, дружба, честность, . и напротив, зло, вражда, эгоизм, своекорыстие по сути своей антинародны и античеловечны. толстой убежден, что самое прекрасное в человеке - это любовь к людям, возможность жить полноценной жизнью. мешают же любви разного рода социальные устои, окостенелые национальные преграды, охраняемые государством и ложные ценности: стремление к чинам, богатству, карьере - все то, что людям кажется привычным и нормальным. поэтому толстой обращается к детям, еще «не испорченным» социальными и национальными ненормальными отношениями. он хочет сказать им правду, научить отличать добро от зла, им следовать добру. он создает произведение, где четко отграничено прекрасное от безобразного, произведение предельно простое и ясное и вместе с тем глубокое и значительное, как притча. здесь нет сложной психологии, герой рассказа сродни капитану тушину, он занят не поисками смысла жизни, а борется за свое освобождение. «этим рассказом толстой гордится. это прекрасная проза - спокойная, никаких украшений в ней нет, и даже нет того, что называется психологическим анализом. сталкиваются людские интересы, и мы сочувствуем жилину - хорошему человеку, и того, что про него знаем, нам достаточно, да и сам он не хочет знать про себя многого» . чтение рассказа увлекает нас. все сочувствуют жилину, презирают костылина, восхищаются диной. эмоциональность восприятия, способность к сопереживанию, вплоть до отождествления себя с любимыми героями, вера в реальность происходящего в рассказе - особенности восприятия произведения, присущие возрасту, из которых надо исходить, сильные стороны которых надо использовать. но читатель должен и развивать нас, обогащать их восприятие, учить проникать в мысли писателя, испытывать эстетическое наслаждение от чтения. надо обратить основное внимание на нравственную проблематику рассказа, чтобы осознать толстовский идеал прекрасного человека. итак, первая учителя - добиться полноценного восприятия произведения. в рассказе «кавказский пленник» толстой хочет сказать главное - правду. рассказ может и должен быть прочитан учителем в классе. напряженность сюжета пробуждает желание узнать, что будет дальше; проникаясь сочувствием к жилину, читатели с нетерпением ждут его освобождения. не стоит разрушать цельность впечатления постановкой вопросов, беседой по ходу чтения, развернутыми комментариями. в рассказе «кавказский пленник» л. толстой решает проблему: могут ли люди жить в мире и дружбе, что их разъединяет и что связывает, можно ли преодолеть извечную вражду людей друг с другом? отсюда вытекает вторая проблема: есть ли в человеке такие качества, которые делают возможным единение людей? в каких людях есть эти качества, а в каких - нет и почему? обе эти проблемы не только вполне доступны читателям, но и актуальны для них, потому что в их жизни все большее место начинают занимать отношения дружбы, товарищества. на смену случайным и внешним причинам, соединявшим их в младших классах (живут в одном доме, сидят за одной партой) , теперь приходят новые отношения, все большую роль играют внутренние притягивания, возникает определенный кодекс нравственных ценностей, важнейшими среди которых являются товарищество, равенство, честность, смелость.