Жилин собрался навестить матушку и взял отпуск.Обоз шёл очень медленно,а Жилин спешил домой.Он решил поехать впереди отряда,встретив другого офицера Костылина,которому было очень жарко и он торопился поесть.Оба поскакали вперёд,Костылин должен был прикрывать Жилина,в случае опасности.Так одни оказали вдвоём на опасной дороге.Трусость Костылина стоила обоим офицерам свободы,только по его вине они попали в плен.Жилин не поехал один,зная ,что все одиночки-это добыча татар.Он рассчитывал на товарища,на его поддержку,но трус -плохой товарищ.
2) Захват в плен:
Жилина окружают татары,он сопротивляется,надеясь на Костылина.Лошадь пала,Жилина скрутили и привезли в аул.Костылина привели,когда Жилин отказывался платить выкуп.Жилин потребовал, чтобы их держали вместе,кормили и поили,иначе никого выкупа не будет.Татары заставляют их написать письма домой,требуя выкуп. Костылин написал,а Жилин неправильно пишет адрес,зная,что его бедная мать не сможет заплатить за него.Заковав их в кандалы,татары держат пленников в сарае.
3) Занятие в плену:
Умный и прямолинейный,Жилин умеет ладить с людьми,его уважают даже враги,за его характер,"золотые руки" и его чувство достоинства, которое он не теряет даже в плену.Он чинит вещи татарам,делает детям игрушки,делает всё,чтобы найти дорогу в крепость.
Пессимист по-натуре,Костылин не пытается ничего изменить,попав в плен.Он ждёт,когда за него заплатит выкуп его семья,спит и жалуется на жизнь.Слабохарактерный барин,трусливый и не умеющий ничего делать.
4) Первый побег:
Жилин уговаривает Костылина бежать,но их быстро находят с собаками и сажают в яму.Костылин не умеет бегать,толстый и неуклюжий,он разрезал ноги о камни и начал ныть.Жилин на себе готов нести товарища,не бросив его на растерзание врагам.Но они не знают точного направления к крепости,теряют время и их настигает погоня.
5) Возвращение в крепость:
Жилин не теряет надежды,он готовит новый побег,ему татарская девочка Дина,которая считает Жилина своим другом. Тяга к свободе,жажда жизни Жилина от смерти,за него некому внести выкуп и его ждёт смерть.Благодаря смекалке,ловкости ему удалось сбежать,а мужество,отвага и тяга к жизни ему успешно добраться "до своих".Оставшись в плену,Костылин получил свободу,его выкупили через месяц,но чуть живого.
- Добрый день, ребята! У вас на столах телеграммы. Прочитайте текст телеграммы. Предположите, кто является их отправителем. («Нет! Человеку никак нельзя жить без родных, как нельзя жить без сердца» К.Г. Паустовский).
- Как вы поняли смысл высказывания? Предположите, о чем пойдет речь на уроке и как мы построим свою работу?
Вывод учителя: Родные люди – мать, отец, бабушка, дедушка… Без них, действительно, жить нельзя. Они всегда рядом, выслушают, поймут, поддержат добрым словом. Задача потомков – не забывать о них, быть благодарными, проявлять чуткость и заботу. Об этом мы будем говорить, анализируя рассказ К.Г. Паустовского «Телеграмма». Запишите в тетрадь тему урока и эпиграф к нему.
2. Актуализация знаний
Краткий пересказ текста. Опрос по содержанию рассказа.
3. Анализ текста произведения
- Я думаю, что рассказ не оставил вас равнодушными. Поделитесь мыслями, впечатлениями.
- О чем рассказ? (о матери и дочери, их отношении друг к другу).
- Расскажите, что вы узнали о главной героине рассказа.
(Катерина Петровна доживала свой век в старом доме, построенном ее отцом – известным художником. Дом «мемориальный», по словам его хозяйки. Катерина Петровна – образованная женщина. Она сетовала на то, что ей не с кем поговорить о картинах, о петербургской жизни. Когда-то она жила в Париже. Катерина Петровна вместе с тем несчастна и одинока, потому что ее «единственный родной человек» дочь Настя, живущая в Ленинграде, не приезжала к ней, не писала писем).
1) Отъезд из крепости:
Жилин собрался навестить матушку и взял отпуск.Обоз шёл очень медленно,а Жилин спешил домой.Он решил поехать впереди отряда,встретив другого офицера Костылина,которому было очень жарко и он торопился поесть.Оба поскакали вперёд,Костылин должен был прикрывать Жилина,в случае опасности.Так одни оказали вдвоём на опасной дороге.Трусость Костылина стоила обоим офицерам свободы,только по его вине они попали в плен.Жилин не поехал один,зная ,что все одиночки-это добыча татар.Он рассчитывал на товарища,на его поддержку,но трус -плохой товарищ.
2) Захват в плен:
Жилина окружают татары,он сопротивляется,надеясь на Костылина.Лошадь пала,Жилина скрутили и привезли в аул.Костылина привели,когда Жилин отказывался платить выкуп.Жилин потребовал, чтобы их держали вместе,кормили и поили,иначе никого выкупа не будет.Татары заставляют их написать письма домой,требуя выкуп. Костылин написал,а Жилин неправильно пишет адрес,зная,что его бедная мать не сможет заплатить за него.Заковав их в кандалы,татары держат пленников в сарае.
3) Занятие в плену:
Умный и прямолинейный,Жилин умеет ладить с людьми,его уважают даже враги,за его характер,"золотые руки" и его чувство достоинства, которое он не теряет даже в плену.Он чинит вещи татарам,делает детям игрушки,делает всё,чтобы найти дорогу в крепость.
Пессимист по-натуре,Костылин не пытается ничего изменить,попав в плен.Он ждёт,когда за него заплатит выкуп его семья,спит и жалуется на жизнь.Слабохарактерный барин,трусливый и не умеющий ничего делать.
4) Первый побег:
Жилин уговаривает Костылина бежать,но их быстро находят с собаками и сажают в яму.Костылин не умеет бегать,толстый и неуклюжий,он разрезал ноги о камни и начал ныть.Жилин на себе готов нести товарища,не бросив его на растерзание врагам.Но они не знают точного направления к крепости,теряют время и их настигает погоня.
5) Возвращение в крепость:
Жилин не теряет надежды,он готовит новый побег,ему татарская девочка Дина,которая считает Жилина своим другом. Тяга к свободе,жажда жизни Жилина от смерти,за него некому внести выкуп и его ждёт смерть.Благодаря смекалке,ловкости ему удалось сбежать,а мужество,отвага и тяга к жизни ему успешно добраться "до своих".Оставшись в плену,Костылин получил свободу,его выкупили через месяц,но чуть живого.
Тема урока: «Как жаль, что понимаем, лишь теряя»
Цель урока: проанализировать рассказ К.Г. Паустовского «Телеграмма» с точки зрения его проблематики и идейного содержания.
Задачи урока:
1). Проанализировать содержание рассказа, образы персонажей.
2). Определить проблему, которую поднимает автор.
Техническое сопровождение: мультимедиапрезентация.
Ход урока
1. Этап целеполагания
- Добрый день, ребята! У вас на столах телеграммы. Прочитайте текст телеграммы. Предположите, кто является их отправителем. («Нет! Человеку никак нельзя жить без родных, как нельзя жить без сердца» К.Г. Паустовский).
- Как вы поняли смысл высказывания? Предположите, о чем пойдет речь на уроке и как мы построим свою работу?
Вывод учителя: Родные люди – мать, отец, бабушка, дедушка… Без них, действительно, жить нельзя. Они всегда рядом, выслушают, поймут, поддержат добрым словом. Задача потомков – не забывать о них, быть благодарными, проявлять чуткость и заботу. Об этом мы будем говорить, анализируя рассказ К.Г. Паустовского «Телеграмма». Запишите в тетрадь тему урока и эпиграф к нему.
2. Актуализация знаний
Краткий пересказ текста. Опрос по содержанию рассказа.
3. Анализ текста произведения
- Я думаю, что рассказ не оставил вас равнодушными. Поделитесь мыслями, впечатлениями.
- О чем рассказ? (о матери и дочери, их отношении друг к другу).
- Расскажите, что вы узнали о главной героине рассказа.
(Катерина Петровна доживала свой век в старом доме, построенном ее отцом – известным художником. Дом «мемориальный», по словам его хозяйки. Катерина Петровна – образованная женщина. Она сетовала на то, что ей не с кем поговорить о картинах, о петербургской жизни. Когда-то она жила в Париже. Катерина Петровна вместе с тем несчастна и одинока, потому что ее «единственный родной человек» дочь Настя, живущая в Ленинграде, не приезжала к ней, не писала писем).