После Отечественной войны 1812 года в России наступила полоса мрачной правительственной реакции. Общество раскололось на представителей века «минувшего» и на людей с новыми устремлениями в будущее. К первым можно отнести так называемое «фамусовское общество» из произведения Грибоедова «Горе от ума», а ко вторым Александра Андреевича Чацкого – человека умного, сумевшего выступить против всех «двадцати пяти глупцов».
Представители «фамусовского общества» – люди недалекие, у которых нет высоких стремлений и идеалов. Все, что им нужно, это высокие чины, побольше роскошных балов, богатство, положение в обществе и внешний лоск. Но Чацкому известно, что за этими корыстными целями скрываются лживость, лицемерие и откровенный фальш. Так же, он выступает против крепостнической идеологии, которая сложилась среди представителей «минувшего» века. Мы видим, как Фамусов кричит на своих подчиненных: «В работу вас, на поселенье вас». Или как властная старуха Хлестова, приехав в гости, говорит: «От скуки я взяла с собой Арапку-девку да собачку».
Именно такое потребительское отношение к другим людям возмущает Чацкого и заставляет встать на тропу войны. Однако в обществе Фамусова есть и другая категория людей. Возьмем, к примеру, Молчалина – человека интеллигентного, умеющего себя преподнести в любом обществе. Одно только недостает ему: высокие чины и признание в высшем обществе. Ради достижения «степеней известных» он готов прислуживать кому угодно. Он мил и вежлив с Софьей, а ради выгоды и вовсе прикидывается в нее влюбленным. Он старается угодить все и каждому, лишь бы достичь своих целей. Он всячески заискивает перед Хлестовой, чтобы добиться ее расположения. Так низко, мелко, мерзко он может унижаться – и все для выгоды и повышения.
Сегодня риторическая фраза Чацкого: «А судьи кто?» стала крылатой. Слова и поступки человека практически всегда оцениваются сквозь призму суждений других людей, имеющих свои добродетели и пороки. Вся жизнь наполнена взглядами и идеями, противоречащими друг с другом. Порой нас оценивают люди, которые гораздо хуже или лучше нас, поэтому комедия Грибоедова актуальна по сей день. Она намного реалистичнее, чем может показаться на первый взгляд.
Бывает так, что мы неожиданно получаем поддержку от тех людей, от которых не ждем и, наоборот. Так и в случае с Чацким, который после долгих странствий приехал повидаться с давней подругой и возможной невестой Софьей Фамусовой, в ответ получает презрение и насмешки. В свою очередь, служанка Фамусовых, крепостная Лиза, сразу же высказывается очень тепло и добродушно о главном герое. В ее словах слышатся нотки восхищения и умиления. Именно она выступает первой союзницей Чацкого, которого все остальные, благодаря Софье, начинают называть «сумасшедшим».
«Не судите, да не судимы будете» – гласит древняя пословица, истинность которой неоспорима. В комедии Грибоедова «Горе от ума», главный герой А. А. Чацкий попадает под суд людей не идеальных, лживых и порочных. У него нет адвоката, но есть множество обвинителей. Каждый из участников конфликта кривит зеркало, в котором изображен Чацкий, на свое собственное усмотрение. Задавая свой риторический вопрос, он так и не находит на него ответа. Однако, справедливости ради, стоит отметить, что автор рисует верную развязку, в которой Софья и Молчалин разоблачены, а Чацкий покидает ставший ненавистным ему дом Фамусовых.
А. С. Грибоедов показал, что ум — могучая сила в борьбе с косностью и деспотизмом, и именно он приводит Чацкого к столкновению с фамусовским обществом. Уже в самом названии комедии лежит ключ к ее пониманию. Произведение писателя говорит о горе человека, и горе это происходит из-за ума. Эта проблема в грибоедовское время была актуальна, так как слова “умный”, “умник” употреблялись как синоним понятия “вольнодумный”.
Именно такой ум в фамусовском мире расценивался как безумие, сумасшествие. На этом основано в комедии внутреннее развитие конфликта двух миров: “века нынешнего” и “века минувшего”.
Фраза Чацкого "ум с сердцем не в ладу", сказанная им в момент минутного прозрения, является намеком не на конфликт чувств и долга, а на более глубинный,
философский - конфликт живой жизни и ограниченных представлений о ней нашего ума.
Нельзя не сказать о любовном конфликте пьесы, который служит для развития драмы. Первый любовник, такой умный, смелый, терпит поражение, финал комедии - не свадьба, а горькое разочарование.
Из любовного треугольника: Чацкий, Софья, Молчалин, - выходит победителем не ум, и даже не ограниченность и посредственность, а разочарование.
Пьеса приобретает неожиданный конец, ум оказывается несостоятельным в любви,
то есть в том, что присуще живой жизни.
В конце пьесы все находятся в замешательстве. Не только Чацкий, который говорит:
"Не образумлюсь виноват, и слушаю, не понимаю ", но и непоколебимый в своей уверенности Фамусов, у которого вдруг все, что раньше шло гладко, переворачивается с ног на голову: "Моя судьба еще ли не плачевна? Ах! Боже мой! Что станет говорить/ Княгиня Марья Алексевна! ".
“Век нынешний” — это главный герой произведения, резко обличающий московское барство, восстающий против невежества; “век минувший” — это ненавидящие просвещение представители фамусовского общества, которые заявляли, что “ученье — вот чума”, “уж коли зло пресечь, собрать бы книги все да сжечь”.
А судьи кто?
После Отечественной войны 1812 года в России наступила полоса мрачной правительственной реакции. Общество раскололось на представителей века «минувшего» и на людей с новыми устремлениями в будущее. К первым можно отнести так называемое «фамусовское общество» из произведения Грибоедова «Горе от ума», а ко вторым Александра Андреевича Чацкого – человека умного, сумевшего выступить против всех «двадцати пяти глупцов».
Представители «фамусовского общества» – люди недалекие, у которых нет высоких стремлений и идеалов. Все, что им нужно, это высокие чины, побольше роскошных балов, богатство, положение в обществе и внешний лоск. Но Чацкому известно, что за этими корыстными целями скрываются лживость, лицемерие и откровенный фальш. Так же, он выступает против крепостнической идеологии, которая сложилась среди представителей «минувшего» века. Мы видим, как Фамусов кричит на своих подчиненных: «В работу вас, на поселенье вас». Или как властная старуха Хлестова, приехав в гости, говорит: «От скуки я взяла с собой Арапку-девку да собачку».
Именно такое потребительское отношение к другим людям возмущает Чацкого и заставляет встать на тропу войны. Однако в обществе Фамусова есть и другая категория людей. Возьмем, к примеру, Молчалина – человека интеллигентного, умеющего себя преподнести в любом обществе. Одно только недостает ему: высокие чины и признание в высшем обществе. Ради достижения «степеней известных» он готов прислуживать кому угодно. Он мил и вежлив с Софьей, а ради выгоды и вовсе прикидывается в нее влюбленным. Он старается угодить все и каждому, лишь бы достичь своих целей. Он всячески заискивает перед Хлестовой, чтобы добиться ее расположения. Так низко, мелко, мерзко он может унижаться – и все для выгоды и повышения.
Сегодня риторическая фраза Чацкого: «А судьи кто?» стала крылатой. Слова и поступки человека практически всегда оцениваются сквозь призму суждений других людей, имеющих свои добродетели и пороки. Вся жизнь наполнена взглядами и идеями, противоречащими друг с другом. Порой нас оценивают люди, которые гораздо хуже или лучше нас, поэтому комедия Грибоедова актуальна по сей день. Она намного реалистичнее, чем может показаться на первый взгляд.
Бывает так, что мы неожиданно получаем поддержку от тех людей, от которых не ждем и, наоборот. Так и в случае с Чацким, который после долгих странствий приехал повидаться с давней подругой и возможной невестой Софьей Фамусовой, в ответ получает презрение и насмешки. В свою очередь, служанка Фамусовых, крепостная Лиза, сразу же высказывается очень тепло и добродушно о главном герое. В ее словах слышатся нотки восхищения и умиления. Именно она выступает первой союзницей Чацкого, которого все остальные, благодаря Софье, начинают называть «сумасшедшим».
«Не судите, да не судимы будете» – гласит древняя пословица, истинность которой неоспорима. В комедии Грибоедова «Горе от ума», главный герой А. А. Чацкий попадает под суд людей не идеальных, лживых и порочных. У него нет адвоката, но есть множество обвинителей. Каждый из участников конфликта кривит зеркало, в котором изображен Чацкий, на свое собственное усмотрение. Задавая свой риторический вопрос, он так и не находит на него ответа. Однако, справедливости ради, стоит отметить, что автор рисует верную развязку, в которой Софья и Молчалин разоблачены, а Чацкий покидает ставший ненавистным ему дом Фамусовых.
А. С. Грибоедов показал, что ум — могучая сила в борьбе с косностью и деспотизмом, и именно он приводит Чацкого к столкновению с фамусовским обществом. Уже в самом названии комедии лежит ключ к ее пониманию. Произведение писателя говорит о горе человека, и горе это происходит из-за ума. Эта проблема в грибоедовское время была актуальна, так как слова “умный”, “умник” употреблялись как синоним понятия “вольнодумный”.
Именно такой ум в фамусовском мире расценивался как безумие, сумасшествие. На этом основано в комедии внутреннее развитие конфликта двух миров: “века нынешнего” и “века минувшего”.
Фраза Чацкого "ум с сердцем не в ладу", сказанная им в момент минутного прозрения, является намеком не на конфликт чувств и долга, а на более глубинный,
философский - конфликт живой жизни и ограниченных представлений о ней нашего ума.
Нельзя не сказать о любовном конфликте пьесы, который служит для развития драмы. Первый любовник, такой умный, смелый, терпит поражение, финал комедии - не свадьба, а горькое разочарование.
Из любовного треугольника: Чацкий, Софья, Молчалин, - выходит победителем не ум, и даже не ограниченность и посредственность, а разочарование.
Пьеса приобретает неожиданный конец, ум оказывается несостоятельным в любви,
то есть в том, что присуще живой жизни.
В конце пьесы все находятся в замешательстве. Не только Чацкий, который говорит:
"Не образумлюсь виноват, и слушаю, не понимаю ", но и непоколебимый в своей уверенности Фамусов, у которого вдруг все, что раньше шло гладко, переворачивается с ног на голову: "Моя судьба еще ли не плачевна? Ах! Боже мой! Что станет говорить/ Княгиня Марья Алексевна! ".
“Век нынешний” — это главный герой произведения, резко обличающий московское барство, восстающий против невежества; “век минувший” — это ненавидящие просвещение представители фамусовского общества, которые заявляли, что “ученье — вот чума”, “уж коли зло пресечь, собрать бы книги все да сжечь”.