Обслуживая общество в качестве средства общения, язык постоянно претерпевает изменения, все более и более накапливая свои ресурсы для адекватного выражения смысла происходящих в обществе перемен. Для живого языка этот процесс естествен и закономерен. Однако степень интенсивности этого процесса может быть различной. И тому есть объективная причина: само общество - носитель и творец языка - по-разному переживает разные периоды своего существования. В периоды резкой ломки устоявшихся стереотипов усиливаются и процессы языковых преобразований. Так было в начале XX в., когда резко изменилась экономическая, политическая и социальная структура российского общества. Под воздействием этих перемен меняется, правда, более медленно, и психологический тип представителя нового общества, что также приобретает характер объективного фактора, влияющего на процессы в языке.
1.(Володин отец, воевавший за революцию, должен был с точки зрения сына осудить его поступок: сын давал хлеб раскулаченным людям, объявленным врагами советской власти. А вместо этого отец пытается понять поступки сына. “У страны не хватит на всех-то. Чайной ложкой море не вычерпаешь, сынок”. Отец сомневается в правоте революции. Он воевал за то, чтобы все были счастливы, чтобы не было голодных, нищих. Чтобы все могли трудиться. А теперь он видит, что людей, трудившихся на земле, сгоняют с этой земли, что люди умирают от голода и никому нет до них дела. А он ничего не может сделать.Постепенно поведение отца становится подобным поведению начальника станции.
2.Этихлюдей сближают муки совести о нерешенных проблемах, социальной несправедливости, умирающих от голода людей,не возможность всем
3.(Володя, будучи “сытым”, не стал жадным и черствым человеком, напротив голос совести зазвучал в его душе, ребенок стал взрослеть. Среди одноклассников Володя был чужой, прежде всего потому, что был “сытый”, а в пролетарской стране вообще “стыдно быть сытым”.Десятилетний мальчик не может спокойно спать и есть. Он мучается, потому что сыт сам, но не может от голода всех окружающих: «Я сыт, очень сыт - до отвала. Я съел сейчас столько, что, наверное, пятерым хватило бы от голодной смерти. Не пятерых, съел их жизнь. Только чью - врагов или не врагов?..» . Володе совестно за свое социальное положение. Страшно, когда окружающая действительность толкает ребенка на такие размышления! И вот Володя приходит к выводу, что есть хоть немного успокоить совесть: «Я не должен есть свои обеды один. Я обязан с кем-то делиться… Наверное, с самым, самым голодным, даже если он враг» . Мальчик Володя в этом рассказе хоть немного очистил свою совесть, когда стал поддерживать жизнь в другом несчастном существе. А чем могли оправдаться те, кто равнодушно отправлял людей на муки и смерть?
Обслуживая общество в качестве средства общения, язык постоянно претерпевает изменения, все более и более накапливая свои ресурсы для адекватного выражения смысла происходящих в обществе перемен. Для живого языка этот процесс естествен и закономерен. Однако степень интенсивности этого процесса может быть различной. И тому есть объективная причина: само общество - носитель и творец языка - по-разному переживает разные периоды своего существования. В периоды резкой ломки устоявшихся стереотипов усиливаются и процессы языковых преобразований. Так было в начале XX в., когда резко изменилась экономическая, политическая и социальная структура российского общества. Под воздействием этих перемен меняется, правда, более медленно, и психологический тип представителя нового общества, что также приобретает характер объективного фактора, влияющего на процессы в языке.
Объяснение:
1.(Володин отец, воевавший за революцию, должен был с точки зрения сына осудить его поступок: сын давал хлеб раскулаченным людям, объявленным врагами советской власти. А вместо этого отец пытается понять поступки сына. “У страны не хватит на всех-то. Чайной ложкой море не вычерпаешь, сынок”. Отец сомневается в правоте революции. Он воевал за то, чтобы все были счастливы, чтобы не было голодных, нищих. Чтобы все могли трудиться. А теперь он видит, что людей, трудившихся на земле, сгоняют с этой земли, что люди умирают от голода и никому нет до них дела. А он ничего не может сделать.Постепенно поведение отца становится подобным поведению начальника станции.
2.Этихлюдей сближают муки совести о нерешенных проблемах, социальной несправедливости, умирающих от голода людей,не возможность всем
3.(Володя, будучи “сытым”, не стал жадным и черствым человеком, напротив голос совести зазвучал в его душе, ребенок стал взрослеть. Среди одноклассников Володя был чужой, прежде всего потому, что был “сытый”, а в пролетарской стране вообще “стыдно быть сытым”.Десятилетний мальчик не может спокойно спать и есть. Он мучается, потому что сыт сам, но не может от голода всех окружающих: «Я сыт, очень сыт - до отвала. Я съел сейчас столько, что, наверное, пятерым хватило бы от голодной смерти. Не пятерых, съел их жизнь. Только чью - врагов или не врагов?..» . Володе совестно за свое социальное положение. Страшно, когда окружающая действительность толкает ребенка на такие размышления! И вот Володя приходит к выводу, что есть хоть немного успокоить совесть: «Я не должен есть свои обеды один. Я обязан с кем-то делиться… Наверное, с самым, самым голодным, даже если он враг» . Мальчик Володя в этом рассказе хоть немного очистил свою совесть, когда стал поддерживать жизнь в другом несчастном существе. А чем могли оправдаться те, кто равнодушно отправлял людей на муки и смерть?