Кратко, основные положения. Свои заветные мысли, идеалы Чернышевский выразил в снах Веры Павловны. В них смешалось реальное и фантастическое. В третьем сне психологически обоснован сюжет о втором замужестве Веры Павловны. Переход из реального в сон в предложении «только книга опускается от глаз, и думается Вере Павловне: «Что это в последнее время стало мне несколько скучно иногда? или это не скучно, а так? » Далее мысли Веры Павловны уже во сне переходят от реальной жизни – желание поехать в оперу и послушать любимую певицу Бозио – переходят в фантастическую область – к ней приходит певица, но это и не певица , «а скорее де Мерик в роли цыганки в «Риголетто» . Во сне случается так, что два человека совмещаются в одном. Певица Бозио – реальный персонаж, во сне превращается в волшебницу, открывающую Вере Павловне ее сегодняшнее состояние жизни с мужем. По мановению руки певицы появляется дневник, а в нем – страницы, написанные рукой В П . Здесь используется прием ретроспекции: В П читает сначала последнюю страницу, отражающую ее нынешнее настроение и отношение к мужу: «Опять мне часто приходится сидеть одной по целым вечерам. Но это ничего: я так привыкла» . Молодая женщина одинока и она к этому привыкла, вероятно, муж уделяет ей мало внимания. Страница за страницей читает В П записи и каждый раз ей становится страшнее, так как она не хочет понять, что отношения с мужем охлаждаются, ей весело в присутствии чужих людей – студентов. Кульминация сна – первая страница дневника и последняя, где появилась новая запись. На первой странице воспоминание о первой встрече с будущим мужем и восхищение его благородством. На предыдущей странице наконец-тоставится вопрос – за что В П любит мужа и ясный ответ: она его полюбила за то, что он вывел ее из подвала, то есть увел от родителей, где ей жить было нравственно и морально тяжело. К этой мысли В П шла, боялась ее, но все же выразила словами: «Так неужели же я люблю его за то, что он выводит меня из подвала? не самого его, а свое избавление из подвала? » От этой мысли ей страшно и в страхе она просыпается, ищет защиты у мужа, чтобы забыть сон и осознание правды – она не любит мужа, а лишь благодарна ему за свою новую жизнь. В этом сне Чернышевский проводит мысль невозможности брака без любви, предвосхищает дальнейшие события: расставание и новое замужество по любви. Здесь можно прочитать обобщающий анализ снов:
Вера Павловна Розальская - главная героиня романа. Это красивая девушка с южным типом лица. Она выросла в Петербурге в многоэтажном доме на Гороховой улице. С двенадцати лет она посещает пансион. У нее есть большой талант к шитью, в четырнадцать лет она шьет на всю семью, в шестнадцать начинает сама давать уроки в пансионе. У нее веселый, общительный нрав. Героиня еще в юные годы демонстрирует зрелость характера. За ней ухаживает сын хозяйки Сторешников. На советы выходить за него замуж В.П. отвечает решительным отказом: "Я хочу быть независима и жить по-своему; что нужно мне самой, на то я готова; чего мне не нужно, того я не хочу и не хочу... Я не хочу ни от кого требовать ничего, я хочу не стеснять ничьей свободы и сама хочу быть свободна". Не имея возможности более выносить тяжелой домашней обстановки, В.П. фиктивно выходит замуж за учителя своего брата Лопухова, который ее любит. Обсуждая с ним план своей совместной жизни, она просит своего будущего мужа обращаться с ней как с посторонней, так как это препятствует неучтивости и упрочивает семейное согласие. Они живут как брат с сестрой, в разных комнатах, встречаясь на нейтральной территории для трапезы или разговоров. В.П. начинает заниматься своим делом: она открывает швейную мастерскую. Прибыль в этой мастерской распределяется равно между работницами. Тем самым, она много молодых девушек от бедности и беспутной жизни. Мастерская становится главным делом ее жизни. Со временем В.П. понимает, что по-настоящему любит не Лопухова, а его друга Кирсанова. Лопухов освобождает ее от семейных отношений, и она находит настоящее счастье с Кирсановым. Очень важны в произведении сны В.П. : об освобождении женщин; о грязи реальной, из которой родится урожай, и гнилой грязи, которая ничего не рожает; о своем дневнике, из которого она понимает, что любит на самом деле не Лопухова, а Кирсанова; о разных эпохах развития человечества и о людях будущего.
Свои заветные мысли, идеалы Чернышевский выразил в снах Веры
Павловны. В них смешалось реальное и фантастическое. В третьем сне
психологически обоснован сюжет о втором замужестве Веры Павловны. Переход из реального в сон в предложении «только книга опускается от глаз, и думается Вере Павловне: «Что это в последнее время стало мне несколько скучно иногда? или это не скучно, а так? » Далее мысли Веры Павловны уже во сне переходят от реальной жизни – желание поехать в оперу и послушать любимую певицу Бозио – переходят в фантастическую область – к ней
приходит певица, но это и не певица , «а скорее де Мерик в роли цыганки в
«Риголетто» . Во сне случается так, что два человека совмещаются в одном. Певица Бозио – реальный персонаж, во сне превращается в волшебницу, открывающую Вере Павловне ее сегодняшнее состояние жизни с мужем.
По мановению руки певицы появляется дневник, а в нем – страницы, написанные рукой В П . Здесь используется прием ретроспекции: В П читает сначала последнюю страницу, отражающую ее нынешнее настроение и отношение к мужу: «Опять мне часто приходится сидеть одной по целым вечерам. Но это ничего: я так привыкла» . Молодая женщина одинока и она к этому привыкла, вероятно, муж уделяет ей мало внимания. Страница за страницей читает В П записи и каждый раз ей
становится страшнее, так как она не хочет понять, что отношения с мужем
охлаждаются, ей весело в присутствии чужих людей – студентов. Кульминация сна – первая страница дневника и последняя, где появилась новая запись. На первой странице воспоминание о первой встрече с будущим мужем и восхищение его благородством. На предыдущей странице наконец-тоставится вопрос – за что В П любит мужа и ясный ответ: она его полюбила за то,
что он вывел ее из подвала, то есть увел от родителей, где ей жить было
нравственно и морально тяжело. К этой мысли В П шла, боялась ее, но все же выразила словами: «Так неужели же я люблю его за то, что он выводит меня из подвала? не самого его, а свое избавление из подвала? » От этой мысли ей страшно и в страхе она просыпается, ищет защиты у мужа, чтобы забыть сон и осознание правды – она не любит мужа, а лишь благодарна ему за свою новую жизнь. В этом сне Чернышевский проводит мысль невозможности брака
без любви, предвосхищает дальнейшие события: расставание и новое замужество по любви. Здесь можно прочитать обобщающий анализ снов: