Сашке все хотелось сделать самому. А что? Ему уже пять лет, он уже большой. Вон старший брат как здорово играет на скрипке. Что тут сложного? Берешь скрипку и водишь по ней этим... ну как его? ну палочка такая... смычком. Вот. Скрипка стояла а углу. Сашка открыл футляр, достал скрипку и стал "играть". Что-то скрипело и скрежетало, ни одного звука сыграть не получалось. - Эх, ты, - сказал старший брат. - Чтобы из скрипки музыка лилась, учиться надо, тогда и уменье придет. Он взял скрипку в руки, и комната наполнилась прекрасными звуками. Сашка фыркнул и побежал в комнату, где мама что-то читала. Он тоже умел читать и попросил у мамы ее книжку. - Ты не сможешь прочитать мою книжку, - ласково сказала мама. - Ты еще не умеешь. Чтобы читать мою книжку, надо много учиться. Сашка удивился и не поверил. Он умеет читать! Он взял мамину книжку и не увидел ни одной знакомой буквы. Как же он удивился! Вместо букв были какие крючки и закорючки. - Эта книжка на японском языке, - сказала мама. Сашка весь день бегал то к бабушке, то к папе, то к деду, но у него не получалось делать те дела, которые так ловко получались у них. Вечером, ложась спать, Сашка грустно сказал маме: - Какой-то я неумеха. - Без ученья нет и уменья, - сказала мама. - Вот подрастешь немножко, пойдешь в школу и научишься всему. Спи!
Тема этой повести - потеря персонажем «части» своего «я» в результате действия «нечистой силы» . Организующую роль в сюжете играет мотив преследования, хотя конкретного воплощения сверхъестественной силы в повести нет. Кто виновник таинственного отделения носа Ковалева - не указано. Преследователя, виновника нет, но преследование все время ощущается. Тайна захватывает читателя буквально с первой фразы, о ней постоянно напоминается, она достигает кульминации, а разрешения этой тайны нет даже в финале. Таинственным является не только отделение носа, но и то, как он существовал самостоятельно. Неожиданным предстает и финал повести: "Но здесь происшествие закрывается туманом, и что далее произошло, решительно ничего не известно". Таким образом, в повести идет своеобразное переплетение фантастического и реального плана, причем реальный план воплощается в известной уже ранее форме слухов, о которых автор постоянно упоминает. Это слухи о том, что нос то прогуливается по Невскому проспекту, то по Таврическому саду, то он будто бы находился в магазине и т. п. Для чего введена такая форма сообщения? Сохранив форму таинственности, автор высмеивает носителей этих слухов. В повести "Нос" рисуется чудовищная власть чинопочитания. Писатель показывает всю нелепость человеческих взаимоотношений в условиях деспотическо-бюрократической субординации, когда личность, как таковая, геряет всякое значение. И здесь Гоголь искусно использует фантастику.
- Эх, ты, - сказал старший брат. - Чтобы из скрипки музыка лилась, учиться надо, тогда и уменье придет.
Он взял скрипку в руки, и комната наполнилась прекрасными звуками.
Сашка фыркнул и побежал в комнату, где мама что-то читала. Он тоже умел читать и попросил у мамы ее книжку.
- Ты не сможешь прочитать мою книжку, - ласково сказала мама. - Ты еще не умеешь. Чтобы читать мою книжку, надо много учиться.
Сашка удивился и не поверил. Он умеет читать! Он взял мамину книжку и не увидел ни одной знакомой буквы. Как же он удивился! Вместо букв были какие крючки и закорючки.
- Эта книжка на японском языке, - сказала мама.
Сашка весь день бегал то к бабушке, то к папе, то к деду, но у него не получалось делать те дела, которые так ловко получались у них.
Вечером, ложась спать, Сашка грустно сказал маме:
- Какой-то я неумеха.
- Без ученья нет и уменья, - сказала мама. - Вот подрастешь немножко, пойдешь в школу и научишься всему. Спи!